Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России

Темпы роста малого предпринимательства в России увеличиваются. Об этом свидетельствует исследование Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Только за первый квартал 2006 года число малых предприятий, приходящихся на 100 тыс. населения, увеличилось с 682,6 до 720,2, или на 5,5%. За прошлый год рост составил лишь 3,9%, а за весь трехлетний период 2002-2004 годов - только 8%. Чрезвычайно высокие темпы роста инвестиционной активности, которые в 2004 году продемонстрировали малые предприятия (40,8%), давали основания надеяться на ускорение в развитии малого предпринимательства. В 2005 году инвестиции выросли лишь на 15,6% - это было значительно больше, чем в целом по экономике (10,5%), но для малого предпринимательства это было явное ухудшение. Первый квартал этого года дает надежду на возобновление инвестиционной активности: за январь-март инвестиции выросли на 29,6% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Эксперты НИСИППа считают, что это связано с введением более льготной системы налогообложения.

Согласно статистическим данным, количество малых предприятий в России за последние пять лет по состоянию на 1 января соответствующего года составило: в 2002 году - 882,3 тыс., в 2003 - 890,9 тыс., в 2004 - 894,6 тыс., в 2005 - 953,1 тыс. и в 2006 - 979,3 тыс.

Таким образом, наблюдается незначительный рост численности субъектов малого предпринимательства. Необходим ежегодный прирост сектора МСП минимум на 5-10 %.

Доля малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта составляет не более 13-15 %. Сектор малого предпринимательства в России остро нуждается в диверсификации. В его структуре доля инновационного и IT-сектора составляет всего 2,5%, промышленного и строительного - по 13%, услуги - 21%, а доминирует торговый сектор - примерно 50%, с учетом индивидуальных предпринимателей - почти 80% МСП. Необходимо последовательно снижать долю торгового сектора в малом предпринимательстве путем увеличения промышленного и инновационного сегмента.

Считается, что, по крайней мере, 40% МСП принадлежат «теневому» сектору российской экономике. Это особенно характерно для таких видов деятельности, как текстиль, торговля аудио- и визуальными материалами, компьютерными программами.

Наиболее актуальными проблемами развития сектора МСП в России, общими для всех отраслей, являются:

· отсутствие государственной политики по поддержке МСП, предусматривающей ответственность органов исполнительной власти всех отраслей и всех уровней за создание благоприятных условий для развития сектора;

· существенные административные барьеры на всех этапах осуществления предпринимательской деятельности, в том числе при проведении государственного контроля (надзора);

· неразвитость механизмов государственно-частного партнерства;

· неблагоприятные условия налогообложения малого и среднего бизнеса;

· отсутствие механизмов, обеспечивающих участие малых предприятий в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, и других способов приобретения в собственность или получения в долгосрочную аренду по приемлемой цене помещений для осуществления предпринимательской деятельности;

· отсутствие равных возможностей по участию предприятий малого и среднего бизнеса в федеральных целевых программах;

· неразвитость инфраструктуры поддержки МСП;

· отсутствие эффективных систем кредитования малого бизнеса и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Производственная программа производства алюминия-сырца
Планирование является важнейшей частью деятельности предприятия. На основе системы планов осуществляется организация работ, контроль за выполнением плановых показателей. Планирование составляет часть менеджмента. Оно позволяет предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для этой деятельности. Соблюдение принципов планирования позволяет избежать ошибок планирования. К принцип ...

Коммерческая деятельность предприятия
ИП Папанов успешно работает на рынке Дальнего Востока с 1995 года. Стремясь всегда находиться в курсе последних инженерных достижений в области водоснабжения, отопления и очистки воды, компания предлагает своим клиентам только лучшие, индивидуально подобранные товары. Целью данной практики являлось закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения базовых экономических дисциплин, изучение организац ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.