Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России
Вместе с тем, у субъектов малого и среднего предпринимательства есть и отраслевые, специфические проблемы (в сфере торговли, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, производственной и инновационной сферах).
На фоне появления множества новых предприятий в секторе малого бизнеса и высокой инвестиционной активности противоречиво выглядят данные по числу занятых и по обороту малых предприятий. Оборот вырос на 5,6%, то есть практически совпал с динамикой российского ВВП (5,5% за первый квартал), хотя малые предприятия, как известно, функционируют преимущественно в сфере торговли и услуг, которая сейчас в России характеризуется наибольшей динамикой. Число занятых и вовсе снизилось: примерно на 50 тыс. человек за квартал. "Я не исключаю, что такая странность связана с 'оптимизацией' налогообложения",- говорит Олег Шестоперов из НИСИППа. Всего в малом предпринимательстве сейчас работают 16,6% от общего числа занятых (в 2002 году таких было 13%). Даже если учесть, что предприниматели предпочитают в целях "оптимизации" преуменьшать численность сотрудников, нужно признать, что в России доля занятых в малом предпринимательстве крайне мала. Так, например, по данным ОЭСР, в Восточной Европе их доля в общей занятости составляет 60-65%, в США - 53%, а в Японии - 78%.
Развитие малого предпринимательства в разных регионах происходит крайне неравномерно. Бум, длящийся уже несколько лет в городах-миллионниках, сопровождается весьма скромной динамикой в ряде регионов. Так, в Южном федеральном округе (ФО), где малое предпринимательство развито в меньшей степени, чем в любом другом округе, в начале этого года число малых предприятий еще больше сократилось. Несколько уменьшилось, как ни странно, их количество и в Северо-Западном ФО, который наиболее развит с точки зрения малого предпринимательства: там 1168 предприятий приходятся на 100 тыс. человек. Есть ряд регионов (Алтай, Таймырский АО), где малое предпринимательство не развито вовсе, и 2006 год стал фактически стартовым в развитии этого сектора, о чем свидетельствуют феноменальные темпы роста инвестиций.
Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 января 2007 г. в расчете на 100 тыс. населения1 |
Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения1 за период 01.01.2006- 01.01.2007 |
РФ |
719,9 |
37,3 |
Центральный |
940,5 |
41,8 |
Северо-Западный |
1 183,5 |
-5,8 |
Южный |
490,8 |
11,4 |
Приволжский |
564,3 |
41,4 |
Уральский |
618,1 |
78,2 |
Сибирский |
562,3 |
37,4 |
Дальневосточный |
679,5 |
97,1 |
Публикации по экономике >>>
Процесс организации аналитической деятельности на предприятии торговли
Данная
тема актуальна, потому что организация аналитической
деятельности на предприятии торговли способствует своевременному
принятию разумных и обоснованных управленческих решений и повышает
эффективность деятельности предприятия. На
современном этапе развития нашей экономики вопрос организации аналитической
деятельности на предприятии торговли является актуальным, т.к. от финансового
состояния предприятия за ...
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...