Основные пути повышения конкурентоспособности машиностроительной продукции Свердловской области

· недостаточная концентрация усилий на ключевых направлениях не дает возможности своевременно обновлять модельный ряд;

· громоздкая система управления делает скорость прохождения решений совершенно неприемлемой.

Отечественные предприятия, имеющие такую структуру, в большинстве своем существенно проигрывают в конкурентоспособности не только зарубежным производителям, но и вновь созданным малым предприятиям.

В течение десяти лет экономического спада практически все промышленные предприятия не имели возможности вкладывать средства в новые технологии. Сейчас ситуация развивается так, что руководитель вынужден выбирать, в развитие каких производств необходимо направлять средства в первую очередь. Все охватить невозможно, необходимо концентрироваться на главном - тех производствах, которые приносят наибольшую долю добавленной стоимости и определяют конкурентные преимущества продукции. Остальные производства могут и должны быть переданы предприятиям, специализирующимся на выполнении именно этих процессов.

В этом отношении, связи, устанавливаемые предприятиями между собой, становятся одним из важнейших факторов их роста и повышения конкурентоспособности. Практика производственной кооперации (субконтрактации) повсеместно считается действенным инструментом повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста.

Современные формы производственной кооперации основаны на взаимодополняемости крупных сборочных предприятий, выступающих в роли генеральных контракторов, и средних и малых промышленных предприятий, выступающих в роли специализированных субконтракторов или поставщиков, а также на необходимости вовлекать малые промышленные предприятия в работы, осуществляющиеся на всех этапах производственного цикла (разработка, испытания, изготовление опытных образцов).

Основополагающим, в такой системе взаимоотношений, является принцип: приступать к производству какого-либо изделия следует, только в случае если исчерпаны все возможности получения его извне.

Эти новые формы сотрудничества являются более прочными и долгосрочными и характеризуются более справедливым распределением обязанностей, рисков и прибылей между партнерами. Кроме того, подобные субконтрактные и партнерские связи позволяют предприятиям уделять больше внимания своей специализации и добиваться высоких показателей производительности труда.

Шансы таких новых форм взаимоотношений на успех зачастую повышаются за счет формирования дополнительных связей. Например, когда контрактор организует поставки особого сырья, сложного оборудования или пресс-форм, а также оказывает субконтракторам техническую помощь, организует обучение, передает им необходимые ноу-хау и лицензионные права, а в некоторых случаях даже заключает с ними соглашения о совместном участии в управлении предприятием или инвестиционных проектах. В результате этого традиционные субконтрактные отношения постепенно превращаются в полноправное партнерство.

В качестве контракторов обычно выступают предприятия, занятые в производстве станков, инструментов, транспортных средств и т.д., для окончательной сборки которых требуется большое число деталей и комплектующих. Как правило, эти предприятия сохраняют за собой такие элементы производственного цикла, как НИОКР, промышленный дизайн, маркетинг, сборка, окраска, наладка, упаковка и лишь отдельные производства компонент, несущие в себе ключевые "ноу-хау".

Это резко сокращает сроки постановки на производство новых изделий, облегчает процесс их сертификации, повышает производительность труда и конкурентоспособность предприятий, сокращает запасы комплектующих на складах и ускоряет оборачиваемость средств при производстве.

Важнейшим преимуществом использования субконтрактации является сравнительно низкая себестоимость комплектующих и услуг, получаемых от малых и средних предприятий, поскольку у таких предприятий накладные расходы ниже. Организация закупок комплектующих на тендерной основе позволяет добиться значительного снижения цен по каждой позиции, и как следствие, ведет к снижению себестоимости готовой продукции. Кроме того, появляется возможность сократить размер капиталовложений в средства производства, сэкономить финансовые ресурсы, сократить управленческий штат и рабочую силу.

Контрактор может оптимизировать использование ресурсов и уделить повышенное внимание развитию новых технологий, производству технически сложных и высокотехнологичных изделий, разработке новых каналов сбыта и т.д. Производство деталей и комплектующих другими предприятиями на основе субконтрактации позволяет контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Публикации по экономике >>>

Малое предпринимательство
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпри ...

Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11 августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.