Основные пути повышения конкурентоспособности машиностроительной продукции Свердловской области

В качестве субконтракторов, как правило, выступают малые и средние предприятия. В российских условиях зачастую в роли субконтракторов выступают крупные предприятия, имеющие незадействованные производственные мощности, а также отдельные цехи крупных предприятий, получившие определенную экономическую самостоятельность. Специализация на определенных производственных процессах и операциях позволяет этим предприятиям поставлять качественные товары на экономически выгодных условиях в строгом соответствии с техническими требованиями контрактора.

Кроме того, малые предприятия зачастую сами заказывают производство деталей, комплектующих, выполнение производственных процессов (например, таких как термическая обработка изделий), необходимых для выполнения крупного заказа, выступая тем самым в роли контракторов.

Наибольший интерес для предприятий - субконтракторов представляет включение в цепочки снабжения крупного предприятия-контрактора на протяжении всего цикла производства продукта. Такое сотрудничество становится возможным при работе с крупными предприятиями-контракторами, имеющими массовое и крупносерийное производство. В этом случае поставки субконтрактной продукции осуществляются партиями в рамках установленного графика поставок. Для предприятий-контракторов с единичным и мелкосерийным выпуском изделий процесс субконтрактации сводится к кратчайшему времени поиска материалов и комплектующих с заданным уровнем качества, необходимых для данного изделия.

Узкая специализация при постоянной загрузке обеспечивает предприятиям-производителям комплектующих (субконтракторам) интенсивное использование, быструю амортизацию и обновляемость их оборудования. В ряде случаев субконтракторы получают от контракторов оборудование, технологическую оснастку и приспособления, контрольно-измерительные приборы и аппаратуру, а также помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, необходимые для выполнения заказа.

Основное преимущество от применения современных форм кооперации - это возможность сконцентрировать ресурсы и усилия на участках, определяющих конкурентоспособность продукции и всего предприятия в целом.

Мощным стимулом проведения реструктуризации и развития кооперации для большинства наших предприятий должно послужить планируемое вступление России в ВТО и, как следствие, усиление конкуренции на внутреннем рынке.

В свою очередь, конкурентоспособность - основной показатель, определяющий возможность существования и развития российских производителей в новых экономических условиях. Эти условия диктуют необходимость кардинальной и скорейшей перестройки технологической структуры подавляющего большинства российских предприятий.

Использование механизма субконтрактации стало одним из условий промышленного роста Японии, Италии, Франции, Турции, стран Юго-Восточной Азии.

Все факторы, прямо или косвенно ограничивающие развитие внутриобластной кооперации, можно разделить на пять групп:

. Информационные факторы:

· отсутствие информации о технологических возможностях предприятий области;

· отсутствие информации о рынке продукции и услуг, предоставляемых предприятиями области;

· отсутствие информации о ценах на продукцию и услуги, предоставляемые предприятиями области;

· отсутствие информации о качестве продукции предприятий области.

2. Факторы инфраструктуры:

· отсутствие региональных инжиниринговых центров по подготовке производства;

· отсутствие государственных органов, занимающихся поддержкой кооперации в области;

· отсутствие экономически обоснованных проектов по развитию внутриобластной кооперации.

3. Факторы производства:

· необходимость сохранять рабочие места на собственном производстве;

· недостаточная квалификация работников;

· высвобождение производственных мощностей (простаивание оборудования);

· физический и моральный износ оборудования.

4. Факторы продукции:

· низкое качество продукции и услуг на предприятиях области;

· высокие цены на продукцию предприятий области.

5. Факторы логистики (снабженческо-сбытовой деятельности):

· риск невыполнения заказа в срок;

· увеличение запасов оборотных средств;

· низкий уровень услуг, предоставляемый транспортными компаниями в области;

· риск попасть в зависимость от других предприятий.

Для выявления наиболее значимых факторов, влияющих на степень вовлеченности предприятий в процессы кооперации, были проанализированы промышленные предприятия различных отраслей - в первую очередь машиностроение, металлургия. В опрос вошли такие предприятия как ОАО "Уралмаш", ФГУП "Уралвагонзавод", ОАО "Уралэлектротяжмаш", ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ОАО "ВСМПО", "Машиностроительный завод им. Воровского", ОАО "Химмаш", ОАО "Пневмостроймашина", ФГУП "Завод № 9", ОАО "Верхисетский металлургический завод", ОАО "Уральский завод РТИ", ОАО "Уралбурмаш", ОАО "Уралкриотехника", ГП "Камышловский электротехнический завод", ОАО "Региональный центр листообработки", ОАО "Красногвардейский крановый завод", ОАО "Первоуральское рудоуправление", и многие другие.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11

Публикации по экономике >>>

Методика составления сметной документации
СМЕТА - документ, представляющий собой расчёт (план) предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение каких-либо работ (проектных, строительных, ремонтных и т.п.). Цель разработки сметной документации является определение стоимости строительно-монтажных работ на основании представленной ...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО Кузбасская экологическая фирма
Цели выполнения курсовой работы: . Закрепить и углубить знания, полученные в процессе теоретического изучения курса "Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности"; . Выработать навыки самостоятельной творческой работы и умение применять полученные знания для комплексного анализа экономических результатов деятельности предприятий; . Научиться пользоваться литературой, справоч ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.