Основные пути повышения конкурентоспособности машиностроительной продукции Свердловской области

Характерными чертами промышленного производства Свердловской области являются тесная связь, кооперирование и комбинирование отдельных звеньев, особенно в автомобилестроении и нефтехимии.

Темпы роста промышленного рынка Свердловской области находятся в пределах от 0,7 до 1,4, что соответствует состоянию позиционного роста и подтверждает вывод о неравномерности развития отраслевых рынков.

Расчет показателей концентрации позволяет оценить отраслевые рынки Свердловской области как низкоконцентрированные. При этом в течение анализируемого периода имеется тенденция к снижению концентрации, за счет увеличения числа малых и средних предприятий.

В результате анализа выявлена невысокая интенсивность конкуренции, что говорит о недостаточно развитой конкурентной среде рынка Свердловской области.

С другой стороны, наличие на территории области производств общероссийского значения, тесной связи, кооперирования и комбинирования отдельных звеньев в промышленном производстве области, преобладание вывоза грузов над ввозом и развитие экспортной деятельности, наличие развитой инфраструктуры, развитый сектор финансово-кредитных учреждений, высокий экономический и научно-технический потенциал, большие возможности по подготовке и переподготовке высококвалифицированных специалистов, активная деятельность палат, союзов и общественных организаций указывают на то, что на территории Свердловской области происходит формирование мезопространства, что является положительной тенденцией развития мезоэкономической конкурентной среды.

Факторами, способствующими развитию конкурентной среды рынка Свердловской области, являются:

стимулирование развития экономики Свердловской области через реализацию различных программ и проектов;

промышленная политика региона, ориентированная на возрастание влияния промышленности области на общероссийские экономические показатели;

технологическая политика и стимулирование развития новых технологий, нашедшие отражение, в частности, в серьезной реконструкции и модернизации предприятий в машиностроительном комплексе;

отраслевая экологическая политика;

благоприятное транспортно-географическое положение для развития кооперирования поставок деталей и узлов в отраслях автомобилестроения и машиностроения.

улучшение инвестиционного климата в области.

Фактором, тормозящим развитие конкурентной среды Свердловской области, в первую очередь, является взаимодействие экономических субъектов и административных структур, при анализе которого выявлена тенденция использования своего служебного положения администрациями для создания благоприятных условий отдельным фирмам. Объединенные общими интересами региональная администрация и дружественный ей бизнес могут поддерживать бесконкурентную среду на отдельных рынках и искусственно сдерживать развитие предпринимательства. В этой ситуации малому бизнесу приходится искать открытые рыночные ниши, работа на которых не всегда рентабельна и не позволяет реализовывать более динамичные инвестиционные стратегии. Таким образом, имеется явная связь между уровнем административного протекционизма в регионе и уровнем недобросовестной конкуренции со стороны крупного бизнеса.

Повышению конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса Свердловской области должна способствовать также правильная инновационная политика.

Для придания нового качества инновационным процессам в Свердловской области нужно предпринять следующие шаги.

. Усилить взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместную исследовательскую деятельность и другие формы технического сотрудничества. Представляется целесообразным организовать эффективную кооперацию между малыми высокотехнологичными фирмами, разработчиками новых технологий и крупными промышленными предприятиями, которые нуждаются в модернизации оборудования и испытывают острый дефицит в новых конкурентных производствах.

. Повысить эффективность взаимодействия между производственными предприятиями, учебными заведениями и государственными научными учреждениями. Во многих работах подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью могут быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых инструментов и методов.

. Активизировать распространение технологий. Наиболее традиционный тип потока знаний в инновационной системе - распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Для разных секторов экономики характерны разные темпы внедрения технологий. В то же время очевидно, что инновационная активность фирм все больше зависит от использования технологий, созданных вне этих фирм. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, от конкурентов и государственных структур. Распространение технологий особенно важно для традиционных производственных отраслей и сферы услуг, которые сами могут не проводить НИОКР и не создавать инновации. По этой причине необходимо формирование и внедрение региональных и окружных программ, направленных на передачу технологий в промышленность.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Публикации по экономике >>>

Производственные фонды и пути повышения экономической эффективности их использования
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности любого предприя ...

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.