Основные пути повышения конкурентоспособности
машиностроительной продукции Свердловской области
Характерными чертами промышленного производства Свердловской области являются тесная связь, кооперирование и комбинирование отдельных звеньев, особенно в автомобилестроении и нефтехимии.
Темпы роста промышленного рынка Свердловской области находятся в пределах от 0,7 до 1,4, что соответствует состоянию позиционного роста и подтверждает вывод о неравномерности развития отраслевых рынков.
Расчет показателей концентрации позволяет оценить отраслевые рынки Свердловской области как низкоконцентрированные. При этом в течение анализируемого периода имеется тенденция к снижению концентрации, за счет увеличения числа малых и средних предприятий.
В результате анализа выявлена невысокая интенсивность конкуренции, что говорит о недостаточно развитой конкурентной среде рынка Свердловской области.
С другой стороны, наличие на территории области производств общероссийского значения, тесной связи, кооперирования и комбинирования отдельных звеньев в промышленном производстве области, преобладание вывоза грузов над ввозом и развитие экспортной деятельности, наличие развитой инфраструктуры, развитый сектор финансово-кредитных учреждений, высокий экономический и научно-технический потенциал, большие возможности по подготовке и переподготовке высококвалифицированных специалистов, активная деятельность палат, союзов и общественных организаций указывают на то, что на территории Свердловской области происходит формирование мезопространства, что является положительной тенденцией развития мезоэкономической конкурентной среды.
Факторами, способствующими развитию конкурентной среды рынка Свердловской области, являются:
стимулирование развития экономики Свердловской области через реализацию различных программ и проектов;
промышленная политика региона, ориентированная на возрастание влияния промышленности области на общероссийские экономические показатели;
технологическая политика и стимулирование развития новых технологий, нашедшие отражение, в частности, в серьезной реконструкции и модернизации предприятий в машиностроительном комплексе;
отраслевая экологическая политика;
благоприятное транспортно-географическое положение для развития кооперирования поставок деталей и узлов в отраслях автомобилестроения и машиностроения.
улучшение инвестиционного климата в области.
Фактором, тормозящим развитие конкурентной среды Свердловской области, в первую очередь, является взаимодействие экономических субъектов и административных структур, при анализе которого выявлена тенденция использования своего служебного положения администрациями для создания благоприятных условий отдельным фирмам. Объединенные общими интересами региональная администрация и дружественный ей бизнес могут поддерживать бесконкурентную среду на отдельных рынках и искусственно сдерживать развитие предпринимательства. В этой ситуации малому бизнесу приходится искать открытые рыночные ниши, работа на которых не всегда рентабельна и не позволяет реализовывать более динамичные инвестиционные стратегии. Таким образом, имеется явная связь между уровнем административного протекционизма в регионе и уровнем недобросовестной конкуренции со стороны крупного бизнеса.
Повышению конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса Свердловской области должна способствовать также правильная инновационная политика.
Для придания нового качества инновационным процессам в Свердловской области нужно предпринять следующие шаги.
. Усилить взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместную исследовательскую деятельность и другие формы технического сотрудничества. Представляется целесообразным организовать эффективную кооперацию между малыми высокотехнологичными фирмами, разработчиками новых технологий и крупными промышленными предприятиями, которые нуждаются в модернизации оборудования и испытывают острый дефицит в новых конкурентных производствах.
. Повысить эффективность взаимодействия между производственными предприятиями, учебными заведениями и государственными научными учреждениями. Во многих работах подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью могут быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых инструментов и методов.
. Активизировать распространение технологий. Наиболее традиционный тип потока знаний в инновационной системе - распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Для разных секторов экономики характерны разные темпы внедрения технологий. В то же время очевидно, что инновационная активность фирм все больше зависит от использования технологий, созданных вне этих фирм. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, от конкурентов и государственных структур. Распространение технологий особенно важно для традиционных производственных отраслей и сферы услуг, которые сами могут не проводить НИОКР и не создавать инновации. По этой причине необходимо формирование и внедрение региональных и окружных программ, направленных на передачу технологий в промышленность.
Публикации по экономике >>>
Производственные фонды и пути повышения экономической эффективности их использования
Одним из важнейших факторов повышения
эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными
фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их
использование.
Основные производственные фонды, состоящие из
зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые
участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности
любого предприя ...
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...