Формирование результатов финансово-хозяйственной деятельности

Прежде чем рассматривать методику факторного анализа прибыли, изучим основные виды и составляющие прибыли. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по продаже товаров, продукции (работ, услуг). Выручка от продажи продукции характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало витка в новом обороте всех средств.

Законодательно утвержденная форма формирования чистой прибыли отражена в рисунке 1.1.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и др.)

(-)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

(-)

Коммерческие и управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

(±)

Прочие доходы и расходы

Прибыль до налогообложения

(-)

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Рисунок 1.1 - Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на формировании прибыли

Это наиболее распространенная модель определения прибыли (убытка), которая получена организацией от осуществления ею основной деятельности и прочих операций. Показатели финансовых результатов рассчитываются и анализируются в соответствии со стандартами учетной политики в организации. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела [35, c. 98].

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (вертикальный анализ); в-третьих, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку.

Основными задачами анализа прибыли (убытка) являются [21, c. 223]:

¾ анализ и оценка уровня и динамики абсолютных показателей финансовых результатов;

¾ факторный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

¾ анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;

¾ анализ относительных показателей эффективности хозяйственной деятельности (показателей рентабельности);

¾ анализ и оценка использования чистой прибыли;

¾ анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

¾ анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов продажи и издержек производства и обращения.

Для анализа финансовых результатов, помимо формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», привлекаются форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу», данные регистров синтетического и аналитического учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки», форма № 5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Наиболее существенной составляющей балансовой прибыли (убытка) служит, как правило, прибыль (убыток) от основной деятельности, т. е. от продажи (реализации) товаров, продукции, работ, услуг. Поэтому необходимо рассмотреть методику ее факторного анализа.

Охарактеризуем факторный анализ прибыли до налогообложения.

Прибыль до налогообложения можно рассчитать по формуле:

Пдо = ВР - Zпол + Прпол - Прупл + Прдох - Пррасх, (1.1)

Где Прпол - проценты к получению, Прупл - проценты к уплате, Прдох - прочие доходы, Пррасх - прочие расходы.

То есть на прибыль до налогообложения влияют следующие факторы:

выручка от реализации продукции;

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Мари Эспри Леон Вальрас и его вклад в развитие статистики
В данной работе я хочу подробно рассмотреть вклад в развитие статистики одного из представителей Лозаннской школы чистой политической экономии Мари Эспри Леон Вальраса. Его основной идеей был чисто математический подход к вопросам экономическим, для этого он использовал обширный статистический материал. Таким образом, Леон Вальрас оставил след не только в политической экономии, но и в статистике. В цели это ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.