Рост роли человека, человеческого и социального капитала
Одной из центральных проблем экономической теории и экономической политики является человек, его место и роль в развитии экономики и общества. Государственная программа модернизации направлена на существенное улучшение условий жизни и труда людей. Одновременно она исходит из того, что кадры решают все. Это означает, что и условия жизни, и техническое оснащение труда, и уровень образования, общего и профессионального, и доступ к культурному наследию способствуют росту человека, его роли в развитии экономики и общества. Для реализации этой сложной задачи нужно учитывать исторический процесс глубоких изменений в человеке и его труде, которые с особой силой проявились во второй половине XX - начале XXI в. Еще совсем недавно, на рубеже XIX и XX вв., рабочие имели начальное образование, получали узкоспециализированную профессионально-техническую подготовку, оставались придатком к машине. Их работа была жестко регламентированной. Система Тейлора по минутам определяла выполнение производственных операций рабочим. Во второй половине XX в. новейшее технологическое совершенствование производства и развитие системы образования, в том числе профессионально-технического, обусловили переход к преобладанию рабочей силы со средним образованием, возросшими профессиональными и человеческими качествами, возникновению и распространению теорий человеческих отношений, отображавших изменения в отношениях труда и капитала. Это нашло выражение в более совершенных и справедливых формах и системах заработной платы, в участии рабочих в управлении производством и распределении прибылей.
С конца XX в. происходят миниатюризация и универсализация техники, олицетворением чего являются компьютер и его модификации, что предъявляет новые требования к знаниям и умениям работника, творческому характеру труда, все более широкому использованию социальных, интеллектуальных и духовных качеств человека. Американские экономисты, возможно, несколько цинично, еще в середине XX в. определили суть проблемы развития человека. Они считают, что человек состоит из тела, ума и духа. Возможности тела с помощью системы Тейлора и возможности ума через научно-техническое творчество в значительной степени использованы. На повестке дня - дух человека, его духовные качества. Соответственно, распространяется использование опыта и таланта людей, их организаторских и волевых способностей, культуры, национального сознания и т.д. Нужно подчеркнуть, что эти процессы, хотя и выходили за рамки экономической теории, не только не подорвали ее, а наоборот, обогатили содержание и механизмы максимально полного использования возможностей, повысили ее авторитет, научную и практическую значимость.
Существенные изменения в положении и роли человека в экономике и обществе обусловили их отражение в таких новых понятиях и категориях, как "человеческий капитал", "интеллектуальный капитал", "социальный капитал" и другие формы гуманитарного капитала, в формировании среднего класса и гражданского общества. Все это поставило перед экономической теорией проблему соотношения категорий "стоимость товара рабочая сила" и "человеческий капитал", определения конкретно-исторического характера и исторического места последнего.
Сложность этих проблем состоит в том, что с появлением категории "человеческий капитал" ряд авторов перестали использовать категорию "стоимость товара рабочая сила", как будто она никогда не существовала. В то же время человеческий капитал стали изображать как категорию внеисторическую: якобы почти все ученые-экономисты, включая А. Смита, обосновывали и использовали категорию "человеческий капитал". Из этих подходов следовали удивительные выводы.
Поскольку человеческий капитал существовал всегда и созданные блага распределялись по нему, а не по стоимости товара рабочая сила, то тем самым снималась проблема эксплуатации и тяжелого материального положения рабочего класса, так ярко описанного в научной и художественной литературе. Искажение реальной истории - это результат ошибочной внеисторической трактовки категории "человеческий капитал". На самом деле и А. Смит, и К. Маркс прежде всего создали трудовую теорию стоимости, согласно которой рабочий своим трудом создает добавленную стоимость, являющуюся источником и оплаты труда, и прибавочной стоимости, которая бесплатно присваивается капиталистом, что свидетельствует об эксплуатации человека человеком.
Публикации по экономике >>>
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Кемеровской дистанции гражданских сооружений Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги ОАО РЖД
финансовый прибыль основной фонд имущество
Комплексный
экономический анализ хозяйственной деятельности - это изучение работы предприятия
с целью объективной ее оценки, выявления неиспользованных резервов повышения
эффективности деятельности для выработки на базе этого вариантов управленческих
решений, то есть определение перспектив развития предприятия.
Экономический
анализ - вид управленческой деятельности, к ...
Мари Эспри Леон Вальрас и его вклад в развитие статистики
В
данной работе я хочу подробно рассмотреть вклад в развитие статистики одного из
представителей Лозаннской школы чистой политической экономии Мари Эспри Леон
Вальраса. Его основной идеей был чисто математический подход к вопросам
экономическим, для этого он использовал обширный статистический материал. Таким
образом, Леон Вальрас оставил след не только в политической экономии, но и в
статистике.
В
цели это ...