Рост роли человека, человеческого и социального капитала

Одной из центральных проблем экономической теории и экономической политики является человек, его место и роль в развитии экономики и общества. Государственная программа модернизации направлена на существенное улучшение условий жизни и труда людей. Одновременно она исходит из того, что кадры решают все. Это означает, что и условия жизни, и техническое оснащение труда, и уровень образования, общего и профессионального, и доступ к культурному наследию способствуют росту человека, его роли в развитии экономики и общества. Для реализации этой сложной задачи нужно учитывать исторический процесс глубоких изменений в человеке и его труде, которые с особой силой проявились во второй половине XX - начале XXI в. Еще совсем недавно, на рубеже XIX и XX вв., рабочие имели начальное образование, получали узкоспециализированную профессионально-техническую подготовку, оставались придатком к машине. Их работа была жестко регламентированной. Система Тейлора по минутам определяла выполнение производственных операций рабочим. Во второй половине XX в. новейшее технологическое совершенствование производства и развитие системы образования, в том числе профессионально-технического, обусловили переход к преобладанию рабочей силы со средним образованием, возросшими профессиональными и человеческими качествами, возникновению и распространению теорий человеческих отношений, отображавших изменения в отношениях труда и капитала. Это нашло выражение в более совершенных и справедливых формах и системах заработной платы, в участии рабочих в управлении производством и распределении прибылей.

С конца XX в. происходят миниатюризация и универсализация техники, олицетворением чего являются компьютер и его модификации, что предъявляет новые требования к знаниям и умениям работника, творческому характеру труда, все более широкому использованию социальных, интеллектуальных и духовных качеств человека. Американские экономисты, возможно, несколько цинично, еще в середине XX в. определили суть проблемы развития человека. Они считают, что человек состоит из тела, ума и духа. Возможности тела с помощью системы Тейлора и возможности ума через научно-техническое творчество в значительной степени использованы. На повестке дня - дух человека, его духовные качества. Соответственно, распространяется использование опыта и таланта людей, их организаторских и волевых способностей, культуры, национального сознания и т.д. Нужно подчеркнуть, что эти процессы, хотя и выходили за рамки экономической теории, не только не подорвали ее, а наоборот, обогатили содержание и механизмы максимально полного использования возможностей, повысили ее авторитет, научную и практическую значимость.

Существенные изменения в положении и роли человека в экономике и обществе обусловили их отражение в таких новых понятиях и категориях, как "человеческий капитал", "интеллектуальный капитал", "социальный капитал" и другие формы гуманитарного капитала, в формировании среднего класса и гражданского общества. Все это поставило перед экономической теорией проблему соотношения категорий "стоимость товара рабочая сила" и "человеческий капитал", определения конкретно-исторического характера и исторического места последнего.

Сложность этих проблем состоит в том, что с появлением категории "человеческий капитал" ряд авторов перестали использовать категорию "стоимость товара рабочая сила", как будто она никогда не существовала. В то же время человеческий капитал стали изображать как категорию внеисторическую: якобы почти все ученые-экономисты, включая А. Смита, обосновывали и использовали категорию "человеческий капитал". Из этих подходов следовали удивительные выводы.

Поскольку человеческий капитал существовал всегда и созданные блага распределялись по нему, а не по стоимости товара рабочая сила, то тем самым снималась проблема эксплуатации и тяжелого материального положения рабочего класса, так ярко описанного в научной и художественной литературе. Искажение реальной истории - это результат ошибочной внеисторической трактовки категории "человеческий капитал". На самом деле и А. Смит, и К. Маркс прежде всего создали трудовую теорию стоимости, согласно которой рабочий своим трудом создает добавленную стоимость, являющуюся источником и оплаты труда, и прибавочной стоимости, которая бесплатно присваивается капиталистом, что свидетельствует об эксплуатации человека человеком.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Качественная оценка надежности процессов
Вариант 8 Уровни В Уровни А Среднее значение по строкам 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 С1 32 35 38 40 30 29 42 37 32 45 39 49 29 35 43 43 38 44 50 45 63 60 66 70 56 43,6 С2 30 33 36 40 26 ...

Процесс приватизации в Республике Беларусь
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной. В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрал ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.