Повышение научно-теоретического уровня и практического значения экономической теории

Экономическая теория как наука переживает сложные времена. С одной стороны, по свидетельству отечественных и иностранных специалистов, начало XXI в. можно считать ее ренессансом. Новейший мировой кризис показал актуальность и острую необходимость в его познании, определении природы и путей его преодоления. В украинской экономической литературе исследуются проблемы, выходящие за рамки рыночной экономики (интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, интеллектуализация экономики, инновационное развитие и т.д.). С другой, в отечественных вузах курс экономической теории ограничивается теорией и практикой рыночной экономики при игнорировании постиндустриальных процессов, в том числе информации и знаний как качественно нового фактора производства. Будущий специалист получает общие представления о традиционных проблемах (экономических потребностях и интересах, экономической системе, капитале, труде, рынке, общественном воспроизводстве) и не изучает постиндустриальные процессы, без которых сегодня нельзя хозяйствовать. Все это обедняет курс экономической теории, снижает его авторитет и популярность. Каждый студент может видеть и сравнивать, что разрабатывается в научной литературе и что он изучает в вузе. Вероятно, это предопределило решение Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины превратить курс экономической теории из обязательного в факультативный. Дело дошло до того, что эта наука, составляющая фундамент всей системы экономических наук, заменяется неопределенными "Основами экономических наук". В технических университетах на курс экономической теории отводится всего 10 часов. Легко представить, какой будет экономическая подготовка будущего инженера.

Рыночная экономика намного сложнее плановой, но в бывшем СССР экономическое образование по количеству учебного времени находилось на высоком уровне. На курс экономической теории отводилось самое меньшее 100 - 120 часов, а в экономических вузах - 250-300. Каждые 5 лет преподаватели в течение целого семестра проходили стажировку в ИПК, на предприятиях работали кружки или семинары, где рассматривались проблемы повышения производительности труда, снижения расходов производства, повышения качества продукции, совершенствования управления производством и др. В прессе регулярно печатались статьи и методические материалы в помощь тем, кто изучал проблемы теории и практики хозяйствования. Сейчас ничего этого нет.

Все понимают, что высшая школа должна готовить экономически образованных специалистов.

Сегодня они - рядовые инженеры, учителя, врачи, а завтра - руководители цехов, предприятий, школ, больниц. Полученные ими экономические знания будут способствовать их профессиональному росту. И если высшая школа дает чисто формальную, некачественную экономическую подготовку, то это не только не отвечает требованиям государственной программы модернизации экономики и общества, но и ставит под угрозу возможность перехода страны на более высокую ступень социально-экономического прогресса, ее будущее.

Высшая школа - это единственный источник будущей экономической элиты, и сегодняшняя ограниченная, некачественная экономическая подготовка обусловит завтрашний низкий уровень хозяйствования в стране. Поэтому обеспечение серьезной экономической подготовки будущих специалистов - залог эффективного хозяйствования в перспективе.

В нашу эпоху, когда ускоряется процесс наращивания знаний, роста роли науки и техники, изменений в экономике, во время учебы студента нельзя предусмотреть конкретные формы и методы освоения и использования нового. В этих условиях следует усилить фундаментальную подготовку будущих специалистов, воспитывать в них глубокое понимание прогресса и механизмов его осуществления, умение применять полученные знания в конкретных ситуациях. Однако достигается это не простым увеличением количества учебных часов, а глубокими изменениями в содержании данного курса. Ведь именно содержание определяет актуальность его проблематики, научно-теоретический характер и практическую значимость.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Использование основных производственных фондов
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Производственные фонды участвуют в процессе производства и являются самой главной основой деятельности любого предприятия. Они представляют собой наиболее дорогостоящую часть средств производства и обслуживают бо ...

Производственная программа производства алюминия-сырца
Планирование является важнейшей частью деятельности предприятия. На основе системы планов осуществляется организация работ, контроль за выполнением плановых показателей. Планирование составляет часть менеджмента. Оно позволяет предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для этой деятельности. Соблюдение принципов планирования позволяет избежать ошибок планирования. К принцип ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.