Повышение научно-теоретического уровня и практического значения экономической теории

Экономическая теория как наука переживает сложные времена. С одной стороны, по свидетельству отечественных и иностранных специалистов, начало XXI в. можно считать ее ренессансом. Новейший мировой кризис показал актуальность и острую необходимость в его познании, определении природы и путей его преодоления. В украинской экономической литературе исследуются проблемы, выходящие за рамки рыночной экономики (интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, интеллектуализация экономики, инновационное развитие и т.д.). С другой, в отечественных вузах курс экономической теории ограничивается теорией и практикой рыночной экономики при игнорировании постиндустриальных процессов, в том числе информации и знаний как качественно нового фактора производства. Будущий специалист получает общие представления о традиционных проблемах (экономических потребностях и интересах, экономической системе, капитале, труде, рынке, общественном воспроизводстве) и не изучает постиндустриальные процессы, без которых сегодня нельзя хозяйствовать. Все это обедняет курс экономической теории, снижает его авторитет и популярность. Каждый студент может видеть и сравнивать, что разрабатывается в научной литературе и что он изучает в вузе. Вероятно, это предопределило решение Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины превратить курс экономической теории из обязательного в факультативный. Дело дошло до того, что эта наука, составляющая фундамент всей системы экономических наук, заменяется неопределенными "Основами экономических наук". В технических университетах на курс экономической теории отводится всего 10 часов. Легко представить, какой будет экономическая подготовка будущего инженера.

Рыночная экономика намного сложнее плановой, но в бывшем СССР экономическое образование по количеству учебного времени находилось на высоком уровне. На курс экономической теории отводилось самое меньшее 100 - 120 часов, а в экономических вузах - 250-300. Каждые 5 лет преподаватели в течение целого семестра проходили стажировку в ИПК, на предприятиях работали кружки или семинары, где рассматривались проблемы повышения производительности труда, снижения расходов производства, повышения качества продукции, совершенствования управления производством и др. В прессе регулярно печатались статьи и методические материалы в помощь тем, кто изучал проблемы теории и практики хозяйствования. Сейчас ничего этого нет.

Все понимают, что высшая школа должна готовить экономически образованных специалистов.

Сегодня они - рядовые инженеры, учителя, врачи, а завтра - руководители цехов, предприятий, школ, больниц. Полученные ими экономические знания будут способствовать их профессиональному росту. И если высшая школа дает чисто формальную, некачественную экономическую подготовку, то это не только не отвечает требованиям государственной программы модернизации экономики и общества, но и ставит под угрозу возможность перехода страны на более высокую ступень социально-экономического прогресса, ее будущее.

Высшая школа - это единственный источник будущей экономической элиты, и сегодняшняя ограниченная, некачественная экономическая подготовка обусловит завтрашний низкий уровень хозяйствования в стране. Поэтому обеспечение серьезной экономической подготовки будущих специалистов - залог эффективного хозяйствования в перспективе.

В нашу эпоху, когда ускоряется процесс наращивания знаний, роста роли науки и техники, изменений в экономике, во время учебы студента нельзя предусмотреть конкретные формы и методы освоения и использования нового. В этих условиях следует усилить фундаментальную подготовку будущих специалистов, воспитывать в них глубокое понимание прогресса и механизмов его осуществления, умение применять полученные знания в конкретных ситуациях. Однако достигается это не простым увеличением количества учебных часов, а глубокими изменениями в содержании данного курса. Ведь именно содержание определяет актуальность его проблематики, научно-теоретический характер и практическую значимость.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Мари Эспри Леон Вальрас и его вклад в развитие статистики
В данной работе я хочу подробно рассмотреть вклад в развитие статистики одного из представителей Лозаннской школы чистой политической экономии Мари Эспри Леон Вальраса. Его основной идеей был чисто математический подход к вопросам экономическим, для этого он использовал обширный статистический материал. Таким образом, Леон Вальрас оставил след не только в политической экономии, но и в статистике. В цели это ...

Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-3
Не позднее 31 марта 2012 г. организации обязаны представить в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) сведения о каждом застрахованном лице за 2011 год по форме ПУ-3 "Индивидуальные сведения" (далее - форма ПУ-3). Обратим внимание на основные моменты, которые нужно учитывать при заполнении и представлении форм ПУ-3. ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.