Повышение научно-теоретического уровня и практического значения экономической теории
Таким образом, государственная программа модернизации экономики и общества создает реальные возможности для модернизации экономической теории, обогащения ее жизненно важными проблемами, преодоления ее отрыва от реалий жизни, подъема научно-теоретического уровня и роли в экономическом образовании, качестве подготовки будущих специалистов. Нужно сделать важные шаги для повышения интереса студентов к овладению экономической теорией, подъема ее научно-практической значимости.
Мы все должны осознать, что рыночная экономика, широкое распространение мелкого и среднего бизнеса в развитых странах создают благоприятные условия для развития предпринимательства, реализации предприимчивости самыми многочисленными группами населения. Для этого нужно обеспечить хорошую экономическую подготовку всех будущих специалистов в вузах страны. В то же время должно быть развернуто широкое экономическое образование через общество "Знание", профсоюзы, общественные организации, СМИ, где следует давать консультации и советы по злободневным проблемам организации и функционирования малых и средних предприятий. Государственная программа модернизации экономики должна органично сочетаться с массовым движением предпринимательства, что позволит многим бизнесменам глубоко понять связь своей деятельности с государственной программой реформирования экономики и общества, объединить интересы государства и предпринимателей. Такое усиление их единства будет поднимать сознание людей, рождать энтузиазм, инициативу в решении больших и малых проблем, движение широких масс трудящихся, направленное на преобразование экономики страны.
Первый опыт реформирования выявил разрыв между тем, что намечено и сделано в высоких кабинетах, и тем, как все это воспринимают широкие слои населения. Тем более, что не все запланированное оказалось удачным, и высшим государственным органам под давлением предпринимателей, профсоюзов, общественных объединений пришлось многое усовершенствовать с учетом требований трудящихся. Поэтому одним из главных условий успешных реформ является доведение планов государства до общественности, учет ее потребностей, превращение работников в сознательных созидателей нового.
Если у кого-то возникнет мысль, что это повтор советских методов, то следует отметить: во-первых, положительный опыт полезно использовать, во-вторых, нынешние условия в корне иные. Господство государственной собственности в значительной степени отчуждало человека от результатов труда. При частной собственности человек быстро и непосредственно чувствует их, особенно предприниматели. Все это создает благоприятные условия для все более тесного объединения интересов государства, трудящихся и предпринимателей для реализации государственно-частного партнерства с целью преодоления неэффективной постсоветской общественно-экономической системы, затратной модели экономического развития, подъема научно-технологического уровня и конкурентоспособности Украины.
На этом фоне еще более очевидной становится научная несостоятельность отрицаний модернизации экономической теории. Ведь эта позиция, как было показано, неизбежно приводит ее авторов к отрицанию модернизации экономики в целом, тех новых научных подходов, которые воплощены в этой программе. Вопреки объективным процессам развития экономики и экономической теории, они отрицают исследование технологических аспектов производства, качественные сдвиги в современную эпоху, коренные изменения в структуре экономики, становление информации и знаний как качественно нового фактора производства, рост, наряду с экономическими, социальных, морально-психологических и духовных качеств человека. Все это не может не сказываться на уровне преподавания в вузах. Следовательно, качество подготовки будущих специалистов зависит не только от содержания экономической теории, но и в не меньшей степени от научно-теоретического уровня преподавателей. Таким образом, обновление экономической теории, обогащение ее содержания должны сопровождаться серьезной работой по повышению квалификации научно-педагогических кадров. При современной ограниченности ресурсов нельзя даже мечтать о тех формах повышения квалификации, которые существовали во времена СССР. Поэтому важно использовать кафедры и их теоретические либо методологические семинары для обсуждения актуальных проблем, выработки подходов к их преподаванию и изучению. Ректораты университетов и профильное министерство должны значительно больше внимания уделять аттестации и переаттестации научно-педагогических кадров.
Публикации по экономике >>>
Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики
Изменения в современной экономике демонстрируют тот факт, что
произошла значительная перегруппировка факторов определяющих экономическое
развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста
связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со
снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия.
Это означает, что доминантой в становлении ...
Процесс развития конкурентоориентированности студентов
Педагогический
процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных
действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение
системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике
[11].
В учебный
план всех специальностей включены практические занятия по той или иной
дисциплине, где студенты имеют возможность применить полученные ранее з ...