Повышение научно-теоретического уровня и практического значения экономической теории
Несмотря на значительное продвижение в познании постиндустриальных процессов и их использовании, в экономической теории не нашлось места для освещения в учебном процессе этих важных проблем. Противоречие между достижениями в научной разработке постиндустриальных тенденций и их использовании в учебном процессе углублялось. Обогащение научных знаний о новой экономике сопровождалось обеднением содержания учебного процесса, потерей экономической теорией и своей актуальности, и научности, и практического значения. Это жестокий, но поучительный урок. По нашему глубокому убеждению, с таким положением вещей мириться нельзя. Поэтому нужна настойчивая работа ученых и преподавателей, чтобы в корне изменить ситуацию.
В этом сложном процессе важную роль играет государственная программа модернизации экономики и общества, которая воплощает научные подходы к решению актуальных проблем социально-экономического развития страны. Это обоснование перехода от индустриальных к приоритетному использованию постиндустриальных технологий с помощью изменения структуры отраслей экономики, формирования экономики будущего; интеллектуализация украинской экономики, превращение интеллекта и инноваций в ее основу; продвижение страны по пути перерастания человека экономического в человека творческого, превращение наемных работников в самостоятельных мелких и средних хозяев, усиление процесса формирования среднего класса и гражданского общества.
Не менее значительные изменения произошли в механизме функционирования и развития экономики. Речь идет о крахе теорий принижения роли государства и превышения роли рынка, о переходе к качественно новым принципам хозяйственной деятельности, при которых не частные, а общенациональные интересы становятся определяющими. Государство, выражающее общенациональные интересы, выступает главным стратегом социально-экономического развития, что существенно меняет содержание его экономической деятельности. Это переход к активной творческой политике, возрождение плановой деятельности государства, превращение планирования в главное средство направления и регулирования экономики, интеграция хозяйственного механизма с национальной инновационной системой.
Значение упомянутой программы состоит в том, что она опирается не только на теорию и практику рыночной экономики, но в значительной степени на теорию и практику постиндустриальной экономики. Опыт безоговорочно доказал, что можно годами дискутировать по поводу того, дозрела ли Украина до использования постиндустриальных процессов, отрицать их изучение в вузах. Но практика, научное обоснование модернизации, путей и методов формирования новой политики развеяли всякие сомнения, обусловили использование постиндустриальных процессов, интеллектуализацию и инноватизацию нашей экономики.
В то же время государственная программа поставила вопрос: почему ученые и практики, работавшие над ней, достаточно широко использовали постиндустриальные процессы и подходы, а многие высококвалифицированные экономисты-теоретики оказались неспособными воплотить в учебный процесс такие актуальные понятия постиндустриальной экономики, как информация и знания, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, интеллектуальный труд, интеллектуальный продукт, интеллектуализация и инноватизация экономики. Ведь по своему призванию экономическая теория, а следовательно, и экономическое образование, должны не идти за экономической политикой, а наоборот, смотреть и прокладывать путь в будущее, вооружать государство новыми знаниями. Ответ на этот вопрос требует большой ответственности.
Публикации по экономике >>>
Исследование возможностей совершенствования системы мотивации персонала производственного предприятия на примере ООО Минерал Консалтинг
В условиях рыночной экономики, организациям необходимо
работать по-новому, считаясь с законами рынка, оперативно приспосабливая все
стороны финансово-хозяйственной деятельности к меняющейся ситуации. Центральное
место в отношениях между работниками и организацией занимает система мотивации,
предусматривающая улучшение социально-экономического содержания деятельности
работников, развитие их трудового потенциала и ...
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...












Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.
При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.
Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.
Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.