Необходимость государственного планирования

С помощью применяемых методов прогнозирования предвидеть (и тем более предотвратить) кризис 2009 г. не удалось - вместо прогнозируемого роста ВВП (+5%) произошло его фактическое падение (-15%).

Реализация подобной схемы существенно упрощается в связи с наличием Интернета, прообразом которого была ЕГСПД (Единая государственная сеть передачи данных), выдвинутая В. Глушковым и прошедшая первоначальную апробацию в трехузловой сети "Госплан - Госснаб - Госкомстат". Тогда это был первый опыт с ненадежными и медленными ЭВМ, которые имели небольшой объем памяти, в связи с чем особого развития эта система не получила. В настоящее время картина совершенно другая - есть мощнейшие надежные компьютеры и их сети (в частности, Интернет). Развитие информационных технологий уже создает предпосылки и к точной постановке, и к точному решению задачи планирования.

К концу нынешнего десятилетия все оставшиеся технические трудности будут устранены. Станет возможно получать точное решение задачи планирования всего мирового хозяйства не реже раза в сутки. Это несравненно выгоднее приближенных рыночных решений". Может быть, здесь и имеет место некоторое преувеличение, но тенденция в наше время такова. Если подойти к этому вопросу более широко, то можно привести высказывание Папы Римского, который считает, что для управления глобальной экономикой, выведения ее из кризиса необходим Орган Глобальной Власти.

В свое время значительное распространение получил термин "программно-целевое управление", о котором упоминают В. Мамутов и А. Ющик. Программы развития экономики (инвестиционные, инновационные) всегда должны иметь цель, поэтому не следует дополнительно подчеркивать, что они "целевые". К тому же не ясно, чем термин "программирование" отличается от термина "планирование". Поэтому лучше говорить "государственное планирование экономики". Оно позволяет решить и ряд частных задач, плохо поддающихся регулированию в условиях почти чисто рыночной экономики, к которым можно отнести преодоление безработицы, определение цен в зависимости от объемов производства и потребления товаров населением и предприятиями и др.

Преодоление безработицы в конечном счете зависит от объема капиталовложений в создание новых рабочих мест. Если Госплан будет восстановлен, то он, управляя ценами при сбалансировании спроса и предложения, может определить необходимые капиталовложения для расширения производства, и тем самым - для создания новых рабочих мест.

Безработице оказывает "услугу" Верховная Рада Украины, устанавливая минимальную зарплату. Внешне это выглядит как забота о трудящихся, но она чревата тем, что предприниматели вынуждены будут сократить "дорогих" работников, чтобы не платить такую "высокую", с их точки зрения, минимальную зарплату. В данном случае правильно было бы сделать так, чтобы

государство субсидировало людей с низкой зарплатой. В качестве аргументов "против" могут сослаться на опыт Запада. Но это может быть просто рудиментом. Кроме того, такой опыт не является критерием истины, а скорее - гипотезой, требующей проверки. Собственно, назначая субсидии за ЖКУ, мы компенсируем низкую зарплату.

В настоящее время льготы для небогатых семей пытаются создать с помощью цен.

Например, тарифы на электроэнергию для населения сформированы в зависимости от объемов ее потребления в месяц: при расходе до 150 кВт/час тариф ниже (28 коп.), чем при расходе более 150 - тогда он выше (36 коп.). Это не обоснованно, что следует из теории оптимального планирования. Известно, что с ростом масштабов производства издержки, как правило, падают, и, следовательно, если тариф с ростом объемов потребления не снижается, то мы не имеем достоверного инструмента для соизмерения затрат и результатов и уходим от оптимума. Действительно, при заниженном тарифе может оказаться неэффективной реконструкция или модернизация производств. Это же касается и занижения для населения цены на газ. Почему такая честь ему, а не, например, хлебу? В данном случае целесообразно прислушаться к мнению МВФ, призывающего поднять тарифы на ЖКУ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Издержки предприятия и пути их оптимизации
Организационно-экономическая характеристика предприятия ...

Долговая политика государства
Цель работы - выявить негативные тенденции в экономике Украины, обусловленные влиянием долгового кризиса в странах ЕС, проанализировать показатели долговой устойчивости Украины. Ключевые слова: государственный долг, долговая политика государства, внутренние государственные займы, государственные гарантии. Долговая политика государства ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.