Необходимость государственного планирования

С помощью применяемых методов прогнозирования предвидеть (и тем более предотвратить) кризис 2009 г. не удалось - вместо прогнозируемого роста ВВП (+5%) произошло его фактическое падение (-15%).

Реализация подобной схемы существенно упрощается в связи с наличием Интернета, прообразом которого была ЕГСПД (Единая государственная сеть передачи данных), выдвинутая В. Глушковым и прошедшая первоначальную апробацию в трехузловой сети "Госплан - Госснаб - Госкомстат". Тогда это был первый опыт с ненадежными и медленными ЭВМ, которые имели небольшой объем памяти, в связи с чем особого развития эта система не получила. В настоящее время картина совершенно другая - есть мощнейшие надежные компьютеры и их сети (в частности, Интернет). Развитие информационных технологий уже создает предпосылки и к точной постановке, и к точному решению задачи планирования.

К концу нынешнего десятилетия все оставшиеся технические трудности будут устранены. Станет возможно получать точное решение задачи планирования всего мирового хозяйства не реже раза в сутки. Это несравненно выгоднее приближенных рыночных решений". Может быть, здесь и имеет место некоторое преувеличение, но тенденция в наше время такова. Если подойти к этому вопросу более широко, то можно привести высказывание Папы Римского, который считает, что для управления глобальной экономикой, выведения ее из кризиса необходим Орган Глобальной Власти.

В свое время значительное распространение получил термин "программно-целевое управление", о котором упоминают В. Мамутов и А. Ющик. Программы развития экономики (инвестиционные, инновационные) всегда должны иметь цель, поэтому не следует дополнительно подчеркивать, что они "целевые". К тому же не ясно, чем термин "программирование" отличается от термина "планирование". Поэтому лучше говорить "государственное планирование экономики". Оно позволяет решить и ряд частных задач, плохо поддающихся регулированию в условиях почти чисто рыночной экономики, к которым можно отнести преодоление безработицы, определение цен в зависимости от объемов производства и потребления товаров населением и предприятиями и др.

Преодоление безработицы в конечном счете зависит от объема капиталовложений в создание новых рабочих мест. Если Госплан будет восстановлен, то он, управляя ценами при сбалансировании спроса и предложения, может определить необходимые капиталовложения для расширения производства, и тем самым - для создания новых рабочих мест.

Безработице оказывает "услугу" Верховная Рада Украины, устанавливая минимальную зарплату. Внешне это выглядит как забота о трудящихся, но она чревата тем, что предприниматели вынуждены будут сократить "дорогих" работников, чтобы не платить такую "высокую", с их точки зрения, минимальную зарплату. В данном случае правильно было бы сделать так, чтобы

государство субсидировало людей с низкой зарплатой. В качестве аргументов "против" могут сослаться на опыт Запада. Но это может быть просто рудиментом. Кроме того, такой опыт не является критерием истины, а скорее - гипотезой, требующей проверки. Собственно, назначая субсидии за ЖКУ, мы компенсируем низкую зарплату.

В настоящее время льготы для небогатых семей пытаются создать с помощью цен.

Например, тарифы на электроэнергию для населения сформированы в зависимости от объемов ее потребления в месяц: при расходе до 150 кВт/час тариф ниже (28 коп.), чем при расходе более 150 - тогда он выше (36 коп.). Это не обоснованно, что следует из теории оптимального планирования. Известно, что с ростом масштабов производства издержки, как правило, падают, и, следовательно, если тариф с ростом объемов потребления не снижается, то мы не имеем достоверного инструмента для соизмерения затрат и результатов и уходим от оптимума. Действительно, при заниженном тарифе может оказаться неэффективной реконструкция или модернизация производств. Это же касается и занижения для населения цены на газ. Почему такая честь ему, а не, например, хлебу? В данном случае целесообразно прислушаться к мнению МВФ, призывающего поднять тарифы на ЖКУ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Земельные ресурсы и эффективность их использования в ЗАО Дубровское Кожевниковского района Томской области
Основным специфическим фактором сельскохозяйственного производства является земля. Земля вообще является непременным атрибутом человеческого существования. А в сельском хозяйстве земля выступает еще и как предмет труда. При этом под "землей" понимается верхний, плодородный слой почвы, обуславливающий произрастание сельскохозяйственных культур. Для написания курсовой работы по экономике организации бы ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.