Необходимость государственного планирования

В связи со сложностью вопроса переход экономики к государственному планированию следует осуществлять постепенно. Наличие теории - это необходимое, но недостаточное условие успеха. Как и в освоении космоса, в экономике нужны не только свои Циолковский и Королев, но и неизмеримо большие затраты даже на экспериментальную реализацию (проверку) данной идеи в отдельной отрасли материального производства. Циолковские в экономико-математической теории уже есть - это Л. Канторович, Дж. Данциг, Н. Федоренко, А. Аганбегян, В. Новожилов, В. Глушков и другие. Остановка - за Королевыми! Постепенно перейти на государственное планирование экономики - значит начать с более простого, например, с топливно-энергетического комплекса, тем более, что большинство его предприятий пока находятся в собственности государства, а Министерство энергетики и угольной промышленности Украины хоть и составляет материальные балансы по своей продукции, однако не использует для управления ими цены, балансирующие спрос и предложение.

То же самое можно сказать и о разных национальных комиссиях регулирования отраслей. Например, о НКРЭ - в электроэнергетике, НКРС - в связи, НКРЖ - в ЖКХ. Правда, и они в своей работе при регулировании цен (тарифов) руководствуются не достижением с их помощью баланса между спросом и предложением, а так называемыми нормальными (оправданными) затратами и нормальным уровнем рентабельности (хотя это в условиях действия в рыночной экономике закона спроса и предложения недопустимо: цены следует определять на основе спроса и предложения, а не на основе только затрат). Практика определения цен на основе затрат в советское время очень часто показывала свою неэффективность (например, очереди, блат). Это, конечно, не относится к ценам на основе замыкающих затрат, как это было предусмотрено в СОФЭ (системе оптимального функционирования экономики) Н. П. Федоренко. Потом к этому процессу могут подключиться и частные предприятия, если они хотят точнее согласовывать между собой свои планы и прогнозы (к примеру, предприятия, курируемые Минагропромом Украины). Вместе с тем трудно согласиться с мнением В. Мамутова и А. Ющика, что "государство не определяет сферу и масштабы производственных программ частных предприятий". Оно должно это делать, но, естественно, на основе рыночных механизмов, обеспечивающих совпадение частных и государственных интересов. В известной степени это делается и сейчас при расширении компаний после приватизации. Например, группа Р. Ахметова недавно приобрела предприятия энергетики, что упрощает ей согласование (планирование) их работы с ранее приватизированными предприятиями угольной промышленности. Такие процессы происходят и в других вертикально интегрированных системах. Известные попытки делаются и различными ассоциациями, такими как "Укрцукор", "Укролія" и др. Простейшая координация (планирование) проводится в случае заключения договоров между поставщиком и потребителем. Но автономное согласование спроса и предложения только между двумя предприятиями (АО) с большой вероятностью может привести к их перезаключению, когда будет пройдена цепочка прямых связей "поставщик - потребитель" и может выясниться, что конечный потребитель (население) не сможет приобрести то количество авто, на которые рассчитывал ЗАЗ, и возникнет обратная связь по всей цепи "поставщик - потребитель" в направлении к сырьевым отраслям, и все надо будет повторить сначала.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Машиностроительный комплекс Свердловской области
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, ...

Коммерческая деятельность предприятия
ИП Папанов успешно работает на рынке Дальнего Востока с 1995 года. Стремясь всегда находиться в курсе последних инженерных достижений в области водоснабжения, отопления и очистки воды, компания предлагает своим клиентам только лучшие, индивидуально подобранные товары. Целью данной практики являлось закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения базовых экономических дисциплин, изучение организац ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.