Структурные сдвиги в новой экономике.

Изменение в структуре основных секторов (государственного и частного) и способов хозяйственного регулирования

1.

Изменение масштабов общественного (государственного) сектора. Крупномасштабный и высокоцентрализованный государственный сектор, сложившийся в индустриальную эпоху, все менее соответствует возросшим требованиям новейшей экономики - непрерывному научно-техническому обновлению, структурной гибкости как первостепенным условиям экономического роста и конкурентоспособности. Тормозят развитие и такие недостатки государства, как расточительность, бюрократизм, коррупция, и т.п. «К началу 80-х годов обнаружились многие слабые стороны взятого во многих странах в 60-е годы курса на создание «государства благосостояния», приведшего к чрезмерному расширению его обязательств». Возникли противоречия между совокупностью технологических, экономических и социальных устоев общества и действующей формой экономической деятельности государства и требует существенного обновления. Вмешательство государства в экономику вышло за рамки основных функций. [8; с. 29].

Постепенно степень вовлеченности государства в хозяйственную жизнь ослабевает и в ходе дерегулирования объектов в ряде отраслей, прежде всего естественных монополистов. В последние десятилетия очевидно, что жесткая, многосторонняя и зачастую детальная до мелочей система регламентаций сдерживает темпы роста, приток нововведений и служит основной причиной низкой эффективности этих отраслей, высокого уровня и быстрого роста цен, ухудшения качества обсуживания, роста потребностей в бюджетных дотациях и т.п.

В процессе дерегулирования, охватившего в той или иной степени транспор, в первую очередь автомобильный и авиационный, банковские и финансовые услуги, страхование, телекоммуникации, электроэнергетику и газоснабжение, хозяйствующие субъекты освобождаются от плотной государственной опеки, начинают руководствоваться рыночными ориентирами, опираясь на организационно-технические нововведения, более полный учет параметров спроса и других сигналов рынка.

Конкретные мероприятия дерегулирования каждой отрасли и каждой страны не сходные, но повсюду в центре изменений - ослабление ограничений по ценообразованию, условиям вхождения на рынок новых производителей и другие пути расширения конкуренции. Вместе с тем немалая самостоятельность менеджмента сочетается с четкими установками государства в социальных и экономических вопросах и увеличением подотчетности по ряду показателей. Компании этого сектора функционируют в рыночной среде, но «на расстоянии вытянутой руки от государства», так как полная свобода конкуренции здесь недопустима, и место государственной монополии может занять не менее опасная частная.

Сокращение государственного сектора способствовало быстрое распространение организационно-хозяйственной модели аутсорсинга, т.е. передачи хозяйствующими субъектами тех или иных видов деятельности, преимущественно непрофильных, на сторону, где они выполняются более эффективно благодаря преимуществам глубокой специализации, использования новейших технологий и высококвалифицированного персонала.

В кризисах 70-80х годов аутсорсинг стал эффективным механизмом реструктуризации материальной сферы. Впоследствии эта практика распространилась на общественный сектор, придав дополнительный импульс развитию контрактной системы как эффективного аналога сделок рыночного типа в сфере хозяйственного государства.

В настоящее время контрактный механизм используется при государственных закупках товаров и услуг для собственных нужд (например: услуги по проектированию и строительству, уборке и поддержанию административных зданий, услуги банковских и других финансовых учреждений, медицинского страхования государственных служащих и т.п.), а также в сферах военных заказов и НИОКР. В частный сектор отдаются услуги, ранее выполнявшиеся в рамках общественного: городской общественный транспорт, проектирование и строительство зданий и сооружений общественного назначения, строительство и обслуживание инженерных коммуникаций, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Инвестиционное проектирование в России сущность, этапы, особенности
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Инвестиционную политику можно выделить отдельно т.к. это очень сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без исключения государства заинтересо ...

Исследование экономических показателей деятельности предприятия
Сельское хозяйство - это особая сфера материального производства и крупная отрасль, которая наряду с другими отраслями входит в состав национального хозяйства, т.е. экономики. Являясь частью экономики страны, отрасли различаются по целям, задачам, месту и назначению, своеобразию производимых продуктов и используемых для этого средств производства и предметов труда. Совокупность отраслей, объединенных единой цель ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.