Абсолютная и относительная оценка независимости предприятия от внешних источников

К постоянным финансовым расходам принято относить расходы по уплате процентов за пользование ссудами и займами, а также расходы по финансовой аренде.

Постоянные финансовые расходы в части процентов по займам и кредитам формально выделены в отдельную статью в форме №2. Эти расходы сопоставляются с прибылью до вычета процентов и налогов; соответствующий показатель носит название коэффициента обеспеченности процентов к уплате (TIE).

= Прибыль до вычета процентов и налогов/Проценты к уплате (12)

Значение этого коэффициента должно быть больше единицы (100%), в противном случае коммерческая организация не сможет в полном объеме рассчитаться с внешними инвесторами по текущем обязательствам.

Если в знаменателе TIE добавить расходы по долгосрочной аренде, то соответствующий показатель будет называться коэффициентам покрытия постоянных финансовых расходов (FСС).

FСС =Прибыль до вычета процентов и налогов/(Проценты к уплате +

+Расходы по финансовой аренде) (16)

Снижение величины значений коэффициентов TIE и FСС свидетельствует о повышении степени финансового риска. Эти показатели тесно связаны с уравнением финансового левериджа. Низкое значение показателей TIE и FСС соответствует с высокой долей заемного капитала. Сочетания значений показателей структуры источников и коэффициентов покрытия варьируют по отраслям. Рисковая доля одной отрасли, для заемного капитала, может не быть рисковой для другой отрасли [7, с. 243].

В настоящее время значения коэффициентов покрытия для российских предприятий рассчитывают в рамках внутреннего анализа, так как согласно нормативным документам основная часть процентов за кредит списывается на себестоимость и входит составной частью в статью «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг» в форме №2.

Из вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что не существует единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, репутации предприятия и др. Существует лишь одно правило. Которое «работает» для предприятий любых типов: владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств; напротив, кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью [7, с. 243].

Стоимость чистых активов акционерного общества - этот показатель играет важную роль среди показателей финансового состояния. Согласно ГК РФ этот показатель подлежит рассчитывать ежегодно, а его значение при определенных условиях может оказывать влияние на величину и структуру источников средств и выплату дивидендов. Этот показатель (ЧА) рассчитывается по следующему алгоритму:

ЧА=ВА+ОА - (НДС + ЗУ +САП)-[ЦФ + ДП + (КП - ДБП - ФП)] (14)

Где ВА - внеоборотные активы (стр. 190);

ОА - оборотные активы (стр. 290);

НДС - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;

ЗУ - задолженность учредителей по взносам в уставной капитал;

САП - собственные акции, выкупленные у акционеров;

ЦФ - целевые финансирование и поступления;

ДП - долгосрочные пассивы;

КП - краткосрочные пассивы;

ДБП - доходы будущих периодов;

ФП - фонды потребления.

Ориентировочно величина чистых активов может быть найдена как разность между собственным капиталом и суммой накопленных убытков. Чистые активы - это часть активов общества (в стоимостном выражении), которая остается доступной к распределению среди акционеров после расчетов со всеми кредиторами в случае ликвидации общества. Это утверждение условно, так как расчет ЧА выполняется по данным текущего баланса, тогда в случае ликвидации общества принимают во внимание ликвидационный баланс, т. е. баланс составленный с использованием текущих рыночных оценок [4, с. 244].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Естественные монополии и их место в экономике России
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реаль ...

Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики
Изменения в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.