Занятость населения Беларуси

Занятость как результирующий показатель рынка труда

Общая характеристика рынка труда

Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка, каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и цены на него через взаимодействие спроса и предложения.

Объективность существования рынка труда обусловлена наличием характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предложения.

Товаром

на рынке труда является рабочая сила, представляющая собой способность человека к определенному виду труда, его навыки, умения, знания. Ценой товара

«рабочая сила»

является заработная плата, предлагаемая за данный уровень способностей, навыков, умений и знаний при выполнении какого-либо объема и вида работ. Спрос

- это возможность найма (покупки) работодателями работников (рабочей силы) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства. Предложение

- возможность выбора владельцами рабочей силы между занятостью и незанятостью в экономике, выбора профессии, вида деятельности с учетом как индивидуальных интересов, так и особенностей развития производства в конкретное время в конкретном месте.

Таким образом, сам рынок труда

представляет собой систему экономических взаимоотношений между работодателями, предъявляющими спрос на рабочую силу, и работниками, предлагающими свою рабочую силу, по поводу регулирования индивидуальных доходов, приближения их к общественно необходимому уровню с учетом квалификации работников, дефицитности профессии и других факторов [12, c. 6].

Рынок труда выполняет следующие функции:

- согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;

- обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса;

- поддержка равновесия спроса и предложения рабочей силы;

- формирование резерва трудовых ресурсов в сфере обращения для нормального хода процесса общественного воспроизводства;

- опосредование распределительных отношений и стимулирование труда;

- воздействие на условия реализации личного трудового потенциала;

- содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры [5, c. 207].

Субъектами отношений на рынке труда выступают:

- партнеры трудовых отношений - работодатель и наемный работник;

- посредники между работодателями и наемными работниками (органы власти и представители государства, вырабатывающие основы правовой регламентации отношений занятости, осуществляющие увязку спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях, контроль за соблюдением законов);

- представители интересов наемных работников и работодателей (общественные организации - профсоюзы, ассоциации или союзы, осуществляющие защиту интересов каждого из субъектов трудовых отношений и снимающие противоречия в их взаимоотношениях) [5, c. 208].

Работодатель и работополучатель - основные субъекты рынка труда. В качестве первого выступает предпринимательская фирма, испытывающая потребность в рабочей силе как факторе производства и готовая оплатить подобную услугу; в качестве второго - домашнее хозяйство, предоставляющее при определенных условиях услуги труда как фактора производства. В рыночной экономике особое место занимают профсоюзы, союзы предпринимателей и государство.

Рынок труда характеризуется постоянно меняющимся соотношением спроса на рабочие руки со стороны разнообразных нанимателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Соотношение спроса и предложения изменяет конъюнктуру рынка. При совпадении спроса и предложения конъюнктура будет равновесной, при превышении спроса над предложением - трудодефицитной, при превышении предложения над спросом - трудоизбыточной. Как правило, в сфере обращения всегда имеется определенный резерв рабочей силы, который сосуществует с вакантными рабочими местами. Это является следствием объемного или структурного несоответствия спроса и предложения на рынке труда.

Как известно, между элементами рынка существует следующая взаимосвязь: с ростом цены объем спроса уменьшается, а объем предложения при прочих равных условиях увеличивается. Однако на рынке труда существуют некоторые особенности в проявлении общих закономерностей.

Рассмотрим изменение предложения труда отдельным работником в зависимости от изменения цены труда - заработной платы. Решение человека о том, какое количество труда предложить, можно рассматривать как «компромисс» между двумя «товарами»: досугом, или свободным временем, и купленными потребительскими благами. Выбирая между двумя этими возможностями, потребители сталкиваются со следующими ограничениями:

- время суток ограничено 24 часами. Только их в той или иной пропорции человек может использовать на досуг и работу;

- в каждой стране складывается определенная часовая ставка заработной платы, которая определяет покупательную способность работника. При этом часовую ставку заработной платы можно рассматривать как альтернативную стоимость труда, так как она представляет собой денежный эквивалент товаров и услуг, которыми жертвует работник для получения дополнительного часа досуга.

Повышение ставки заработной платы влияет на выбор между трудом и досугом двояким образом:

- повышение ставки заработной платы увеличивает альтернативную стоимость труда. В результате у человека появляется стимул замены досуга на труд с целью покупки товаров и услуг за счет дополнительных заработков. Таким образом, проявляется эффект замещения

, действие которого согласуется с общей закономерностью взаимосвязи цены и предложения;

- повышение ставки заработной платы создает возможность работать меньшее количество времени, получая ту же заработную плату, т.е. человек может предпочесть досуг труду, рассчитывая на то же количество материальных благ и услуг, которое имел ранее, и на большее количество свободного времени. Здесь проявляется эффект дохода

, идущий вразрез с общей закономерностью зависимости цены и предложения [7, c. 7].

Общепризнанным является факт, что в случае очень низкой заработной платы преобладает «эффект замещения», и количество труда, предлагаемое людьми при повышении зарплаты, возрастает. По мере роста заработной платы усиливается действие «эффекта дохода»

Конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами

:

- большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкурентного вида труда;

- многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда;

- ни фирмы, ни рабочие не контролируют рыночную ставку заработной платы, т.е. ни те, ни другие не «диктуют заработную плату».

Рынок труда подразделяется на внешний (профессиональный) и внутренний. Внешний рынок труда

предусматривает свободное перемещение рабочей силы из одних фирм и предприятий в другие. Он предполагает наличие у работников профессий, которые могут использоваться разными фирмами и предприятиями. Это возможно, так как одни и те же профессии рабочих и квалификации специалистов востребуются предприятиями различных отраслей независимо от их местоположения. Внешний рынок требует от рабочих и специалистов законченной профессиональной подготовки, что позволяет иметь профессиональную мобильность кадров на рынке труда. При существовании внешнего рынка труда работодатели не имеют большой заинтересованности во вложении средств в подготовку кадров. Поэтому сама система подготовки кадров базируется на четкой регламентации специальностей и специализаций, а производственные отношения - на классификации работ, выполняемых представителем той или иной профессии.

В противоположность тому, внутренний рынок труда

основывается на движении кадров внутри предприятия. Такое движение происходит либо по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру прежней работы с предыдущим, либо по вертикали, когда осуществляется перевод на более высокие должности. Внутренний рынок труда нацелен на подготовку работников по профессиям и на выполнение специфических для данной фирмы работ. Для того, чтобы удержать работников на предприятии, фирма вкладывает в мероприятия по их подготовке и повышению квалификации значительные средства. Регулирование производственных отношений основывается на гарантиях занятости и стимулировании длительного стажа работы на предприятии.

Примером страны с развитым внешним рынком труда могут служить Соединенные Штаты Америки, а с внутренним - Япония. Однако в чистом виде эти модели в отдельно взятой стране не существуют. Как правило, крупные корпорации ориентируются на внутренний рынок труда, мелкие формы бизнеса ищут внешние источники рабочей силы.

Таким образом, рынок труда представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов), соответствующую системе высокоразвитых товарных отношений. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Виды (модели) рынка труда объективно предполагают различные методы их регулирования. Тем не менее, основные макроэкономические характеристики являются для них общими. Это - занятость и безработица две взаимодополняющие величины.

    Публикации по экономике >>>

    Качественная оценка надежности процессов
    Вариант 8 Уровни В Уровни А Среднее значение по строкам 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 С1 32 35 38 40 30 29 42 37 32 45 39 49 29 35 43 43 38 44 50 45 63 60 66 70 56 43,6 С2 30 33 36 40 26 ...

    Конкурентная борьба
    Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

    Новая экономика

    Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

    Сущность новой экономики

    При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

    Принципы «новой экономики»

    Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

    Сдвиги в новой экономике

    Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.