Роль кластеризации в развитии региона

Таблица 2.2. Сравнение кластерной формы пространственной организации экономики с отраслевой и корпоративной формами

Уникальные характеристики кластера

Сравнение с отраслевой формой

Сравнение с корпоративной формой

1

Расположение компаний-участников кластера на относительно компактной территории региона, т.е. наличие географической близости.

Необязательность географической близости.

Возможно расположение компании как на относительно компактной территории, так и нет.

2

Внутрикластерное взаимодействие, которое приводит к снижению издержек и усилению конкурентоспособности компаний-участников кластера всех уровней и кластера в целом.

Наличие взаимодействия участников внутри данной формы, однако оно не обеспечивает снижения издержек и усиления конкурентоспособности

Наличие взаимодействия участников внутри данной формы

3

Высокая производительность, которая достигается за счет доступа к специализированным факторам производства и рабочей силе, а также специализированной информации внутри кластера и общественным благам.

Возможно наличие высокой производительности, но это не является обязательным свойством

Возможно наличие высокой производительности, но это не является обязательным свойством

4

Наличие инновационной активности, которая сопровождается инновационным развитием ключевых компаний по всей цепочке добавленной стоимости кластера.

Возможно наличие инновационной активности, но это не является обязательным свойством данной формы

Возможно наличие инновационной активности, но это не является обязательным свойством данной формы

5

Наличие в составе кластера университетов и/или научно-исследовательских институтов, генерирующих новые знания и создающих возможности для совершенствования производимой продукции; а также предприятия-поставщики, консалтинговые, финансовые и проч. орг.

Отсутствие университетов и/или научно-исследовательских институтов, а также предприятий-поставщиков, консалтинговых, финансовых и проч. орг.

Возможно наличие университетов и/или научно-исследовательских институтов, но это не является обязательным свойством данной формы. Отсутствие предприятий- поставщиков, консалтинговых, финансовых и проч. орг.

6

Стимулирование создания новых бизнес-образований за счет более низких барьеров для входа, а также лучшей осведомленности об имеющихся благоприятных возможностях.

Возможно создание новых бизнес-образований. Однако отсутствуют более низкие барьеры для входа и лучшая осведомленность.

Отсутствие стимулов к созданию новых бизнес- образований

7

Наличие внутренней конкурентной среды, которая приводит к усилению конкурентоспособности кластера в целом.

Наличие конкурентной среды

Отсутствие конкурентной среды

8

Наличие внешнеэкономической деятельности, т.е. осуществление экспорта производимых товаров и услуг за пределы региона.

Возможно наличие внешнеэкономической деятельности, но это не является обязательным свойством

Возможно наличие внешнеэкономической деятельности, но это не является обязательным свойством

9

Самостоятельно образующаяся форма взаимодействия компаний, которую невозможно создать только искусственно с помощью реализации различных правительственных программ, поскольку необходимо наличие предпосылок.

Самостоятельно образующаяся форма

Самостоятельно образующаяся форма

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Малое предпринимательство
Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Предпринимате ...

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.