Роль кластеризации в развитии региона

Итак, кластерная форма пространственной организации экономики, в отличие от отраслевой, включает в свой состав университеты и научно-исследовательские институты, генерирующие новые знания, что, в свою очередь, способствует обязательному наличию инновационной активности в кластерной форме. Также существенно отличие кластерной формы от отраслевой формы по составу участников. Так, в состав кластерной формы входят предприятия-поставщики, консалтинговые, финансовые предприятия и другие предприятия, способствующие созданию и реализации конкурентных преимуществ кластера.

В то же время, отличие кластерной формы пространственной организации экономики от корпоративной заключается в наличии внутренней конкурентной среды, которая приводит к усилению конкурентоспособности кластера в целом. Следует также отметить, что некоторые уникальные характерные черты кластера не являются обязательными свойствами отраслевой и корпоративной форм, что с нашей точки зрения делает кластерную форму пространственной организации экономики более эффективной относительно двух других.

Кластерная политика - это новый и мало исследованный вопрос современной российской науки. С целью восполнить методический пробел нами осуществлен анализ кластерных политик Европейских государств. Для этого были использованы отчеты 31 европейской страны, написанные в качестве составной части Европейского кластерного проекта INNOVA по определению кластеров.

В результате анализа было выявлено, что кластерная политика реализуется посредством концепции кластерного развития, включающей в себя национальные и региональные программы. Также было определено, что важным элементом политики является определение источников финансирования и ответственных организаций за реализацию данных программ.

Анализ национальных и региональных программ позволил классифицировать программы по объекту. Так, было выделено четыре типа национальных и региональных кластерных программ.

Первый вид региональных программ - это программы, целью которых является изучение, выделение и классификация кластеров в регионе. Следует отметить, что помимо указанных целей, в содержание данных программ включены также такие мероприятия, как популяризация кластерной идеи, кластерных инициатив и создания кластеров, проведение различных семинаров, тренингов и симпозиумов, целью которых является дать ответ на такие вопросы, как сущность кластеров, правила их функционирования, управление и создание взаимосвязей между компаниями внутри кластеров и др.

Второй вид региональных кластерных программ - это программы, целью которых является усиление конкурентоспособности, увеличение кооперации и развитие определенного кластера или отрасли на территории региона.

Следующий (третий) вид программ - это программы, которые нацелены на развитие региона, в котором разработана данная программа. Целью данных программ является создание конкурентоспособной экономики региона. Основными мероприятиями данных программ является усиление региональных кластеров, усиление конкурентоспособности приоритетных отраслей, стимулирование инноваций и поддержка секторов экономики и другие мероприятия. Следует отметить, что помимо экономических целей, часто в содержании данных программ присутствуют и социальные цели, такие, как увеличение занятости, улучшение здравоохранения, образования и окружающей среды.

Последним видом региональных кластерных программ являются программы, стимулирующие деятельность не всего кластера в целом, а в какой-то составной части, определенного звена кластера или взаимосвязь внутри кластера между определенными участниками. (см. рис. 2.4)

Рис. 2.4. Структура региональных кластерных программ в европейских странах по видам (составлено по: www.clusterobservatory.eu)

Итак, кластер, как пространственно локализованная экономическая система, обладает такими уникальными характерными чертами, как наличие инновационной активности и внутренней конкурентной среды, что объективно позволяет говорить о кластере как более эффективной форме пространственной организации экономики относительно отраслевой и корпоративной форм.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 

Публикации по экономике >>>

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Машиностроительный комплекс Свердловской области
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.