Коррупция и ее негативное влияние на экономику Украины

В соответствии с Конвенцией ООН, обязательными признаками коррупции являются:

предложение или предоставление, требование или принятие любого неправомерного преимущества (в том числе умышленно);

любое неправомерно предоставленное преимущество, включающее как материальную выгоду, так и преимущества (льготы, услуги) нематериального характера;

неправомерные преимущества, которые могут иметь место как для самого публичного должностного лица, так и для другого физического или юридического лица;

эти действия могут проводиться как лично, так и через посредников.

Чаще всего под коррупцией понимают ситуацию, когда бюрократ принимает противоправные решения, из которых выгоду имеет другое лицо, а сам чиновник получает от него незаконное вознаграждение (форма корыстного злоупотребления властью). Следовательно, как и у любого сложного социально-экономического и политико-правового явления, у коррупции нет единого канонического определения. Коррупция существует потому, что бюрократ "распоряжается" ресурсами, которые ему не принадлежат (бюджетными средствами, сырьевыми ресурсами, социальными льготами и т. п.), путем принятия или непринятия тех или иных решений. На самом же деле бюрократ обязан принимать решения, которые бы согласовывались с целями, установленными законодательством, и общепризнанными этическими нормами. Если же такие цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях, то возникает коррупция. Как правило, наиболее коррумпированными сферами являются инвестиционные проекты, приватизация государственных предприятий, государственные закупки, монопольный допуск к определенному виду деятельности, внебюджетные счета, вопросы землесобственности и землепользования, проверки субъектов хозяйственной деятельности, разрешительно-регистрационные процедуры, предоставление налоговых льгот и государственных преференций, добыча природных ресурсов, образование, здравоохранение, правоохранительные органы и судебная система. По мнению американского специалиста по проблемам коррупции в посткоммунистических странах Т. Фрая, коррупция стала наибольшим препятствием на пути реализации экономических реформ в Украине.

Для решения проблемы коррупции каждая страна вырабатывает собственные методы минимизации ее негативных проявлений, хотя распространена она в глобальных масштабах. Реакцией международного сообщества на это явление стала ратификация в 2003 г. Конвенции ООН против коррупции в Мериде (Мексика). Во многих странах мира созданы независимые органы борьбы с коррупцией, подотчетные парламентам, премьер-министрам или президентам: например, в Латвии - KNAB (с 2002 г.), в Польше - СВА (с 2006 г.), в Гонконге - 1С АС (с 1997 г.), в США - FBI (с 1908 г.).

Так, в Италии в результате операции "Чистые руки" в 1993- 1994 гг. за решетку попали свыше 500 политиков (в том числе пожизненно).

На сегодня в Украине зафиксирован чрезвычайно высокий уровень коррупции, признанный не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но и даже отечественными представителями высших органов законодательной и исполнительной власти. Об этом свидетельствуют результаты исследования международной антикоррупционной организации "Transparency International", проведенного в 2011 г., где по уровню распространения коррупции в мире Украина занимает 152-е место (для сравнения: в 2007 г. - 118-е, в 2010 г. - 134-е) в общем рейтинге, составляемом для 178 стран. Доля лиц, которые вынуждены были давать взятки в течение 2009-2011 гг., существенно выросла в Украине (с 21 до 34%), в Румынии (с 14 до 28%), в Беларуси (с 13 до 27%), в Венгрии (с 14 до 24%), в Польше (с 4 до 15%) и в Молдове (с 28 до 37%), а несущественно - в Чехии (с 11 до 14%), в Болгарии (с 5 до 8%) и в Грузии (с 2 до 3%), тогда как несколько снизилась в России (с 31 до 26%).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-3
Не позднее 31 марта 2012 г. организации обязаны представить в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) сведения о каждом застрахованном лице за 2011 год по форме ПУ-3 "Индивидуальные сведения" (далее - форма ПУ-3). Обратим внимание на основные моменты, которые нужно учитывать при заполнении и представлении форм ПУ-3. ...

Мониторинг развития человеческого потенциала как инструмент поддержания экономического равновесия Санкт-Петербурга
Аналогично физическому капиталу человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться, но и материально и морально изнашиваться. Моральный износ человеческого капитала, так же как и физического, как правило, наступает раньше материального. Таким образом, навыки, умения, знания в соответствии с теорией человеческого капитала становятся капиталом на том основании, что: ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.