Коррупция и ее негативное влияние на экономику Украины

В соответствии с Конвенцией ООН, обязательными признаками коррупции являются:

предложение или предоставление, требование или принятие любого неправомерного преимущества (в том числе умышленно);

любое неправомерно предоставленное преимущество, включающее как материальную выгоду, так и преимущества (льготы, услуги) нематериального характера;

неправомерные преимущества, которые могут иметь место как для самого публичного должностного лица, так и для другого физического или юридического лица;

эти действия могут проводиться как лично, так и через посредников.

Чаще всего под коррупцией понимают ситуацию, когда бюрократ принимает противоправные решения, из которых выгоду имеет другое лицо, а сам чиновник получает от него незаконное вознаграждение (форма корыстного злоупотребления властью). Следовательно, как и у любого сложного социально-экономического и политико-правового явления, у коррупции нет единого канонического определения. Коррупция существует потому, что бюрократ "распоряжается" ресурсами, которые ему не принадлежат (бюджетными средствами, сырьевыми ресурсами, социальными льготами и т. п.), путем принятия или непринятия тех или иных решений. На самом же деле бюрократ обязан принимать решения, которые бы согласовывались с целями, установленными законодательством, и общепризнанными этическими нормами. Если же такие цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях, то возникает коррупция. Как правило, наиболее коррумпированными сферами являются инвестиционные проекты, приватизация государственных предприятий, государственные закупки, монопольный допуск к определенному виду деятельности, внебюджетные счета, вопросы землесобственности и землепользования, проверки субъектов хозяйственной деятельности, разрешительно-регистрационные процедуры, предоставление налоговых льгот и государственных преференций, добыча природных ресурсов, образование, здравоохранение, правоохранительные органы и судебная система. По мнению американского специалиста по проблемам коррупции в посткоммунистических странах Т. Фрая, коррупция стала наибольшим препятствием на пути реализации экономических реформ в Украине.

Для решения проблемы коррупции каждая страна вырабатывает собственные методы минимизации ее негативных проявлений, хотя распространена она в глобальных масштабах. Реакцией международного сообщества на это явление стала ратификация в 2003 г. Конвенции ООН против коррупции в Мериде (Мексика). Во многих странах мира созданы независимые органы борьбы с коррупцией, подотчетные парламентам, премьер-министрам или президентам: например, в Латвии - KNAB (с 2002 г.), в Польше - СВА (с 2006 г.), в Гонконге - 1С АС (с 1997 г.), в США - FBI (с 1908 г.).

Так, в Италии в результате операции "Чистые руки" в 1993- 1994 гг. за решетку попали свыше 500 политиков (в том числе пожизненно).

На сегодня в Украине зафиксирован чрезвычайно высокий уровень коррупции, признанный не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но и даже отечественными представителями высших органов законодательной и исполнительной власти. Об этом свидетельствуют результаты исследования международной антикоррупционной организации "Transparency International", проведенного в 2011 г., где по уровню распространения коррупции в мире Украина занимает 152-е место (для сравнения: в 2007 г. - 118-е, в 2010 г. - 134-е) в общем рейтинге, составляемом для 178 стран. Доля лиц, которые вынуждены были давать взятки в течение 2009-2011 гг., существенно выросла в Украине (с 21 до 34%), в Румынии (с 14 до 28%), в Беларуси (с 13 до 27%), в Венгрии (с 14 до 24%), в Польше (с 4 до 15%) и в Молдове (с 28 до 37%), а несущественно - в Чехии (с 11 до 14%), в Болгарии (с 5 до 8%) и в Грузии (с 2 до 3%), тогда как несколько снизилась в России (с 31 до 26%).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Естественные монополии и их место в экономике России
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реаль ...

Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО Алтайкрайгазсервис
Прибыль как конечный финансовый результат на всех этапах развития экономики всегда имела огромное значение для эффективной работы предприятий и организаций. Значение прибыли для хозяйствующих субъектов существенно возрастает, так как от этого зависит дальнейшее повышение эффективности их деятельности, конкурентоспособность и кредитоспособность. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматр ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.