Коррупция и ее негативное влияние на экономику Украины
Коррупция негативно влияет на все сферы общественной жизни, в частности - на экономику, политику, управление, социальную и правовую деятельность, гражданское сознание и международные отношения. В силу этого последствия влияния коррупции на общество, в зависимости от сфер ее возникновения, можно классифицировать как социальные, экономические, властные, политические, правовые, международные и морально-психологические (табл. 2).
Таблица 2
Последствия влияния коррупции на общественную жизнь в Украине
Последствия влияния |
Содержание влияния коррупции |
Социальные |
Отражаются в существовании в обществе двух социальных подсистем -официальной и неофициальной. Первая из них придерживается правовых и моральных норм, а вторая - использует противоправные методы и является не менее влиятельной по масштабам, чем первая, что, в свою очередь, создает угрожающую ситуацию в украинском обществе. |
Экономические |
Означают подрыв экономической системы государства, который проявляется в препятствовании поступлению внутренних и внешних инвестиций, в развитии недобросовестной конкуренции, в монополизации экономики. в препятствовании развитию рыночных отношении, в криминализации и тенизации экономики и т. п. |
Властные |
При высоком уровне коррумпированности государственных органов коррупция становится системным элементом государственного управления. При таких обстоятельствах управление государством существенно отдаляется от демократических принципов и значительно упрощается для коррумпированных представителей власти, для которых присущ "собственнический" взгляд на власть, на ее сущность и общественное предназначение, на свое служебное положение, рассматриваемое как средство удовлетворения личных интересов. В Украине наиболее коррумпированной является исполнительная власть, поскольку именно ее представители имеют крупные "взяткоемкие" распорядительные функции (в частности, распоряжения бюджетными средствами, недвижимостью, материальными ценностями и т. п.). |
Политические |
Проявляются в том, что коррупция, в частности, снижает легитимность политической власти, нарушает принципы ее формирования и функционирования, порождает отчуждение власти от народа, подчиняет государственную власть частным и корпоративным интересам (в том числе интересам коррумпированных группировок и кланов). |
Правовые |
Заключаются в нарушении правовых принципов функционирования государства и его отдельных институтов (верховенства права, законности, неотвратимости ответственности), серьезном ограничении конституционных прав и свобод человека и гражданина, распространении в стране правового нигилизма. |
Международные |
Отражаются в утрате страной политических и экономических позиций на международной арене; ухудшении ее имиджа; препятствиях для вступления в авторитетные и престижные международные организации или исключении из них; международной изоляции и применении международных санкций; сокращении или даже полном прекращении внешних инвестиций. |
Морально-психологические |
Проявляются в том, что коррупция выступает мощным фактором деморализации общества и девальвации моральных ценностей, уничтожает духовные и моральные устои, а также порождает в психологии граждан ощущение бессилия, беззащитности перед государством, его отдельными институтами и должностными лицами. |
Публикации по экономике >>>
Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая
конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно
изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть
построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии
и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей,
характеризующих продукцию и технологию, а т ...
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...