Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь

Источник: собственная разработка на основе данных [3, с. 143]

Приложение П

ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Основные административные барьеры

1) сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства.

Сохранение разрешительного принципа регистрации, возлагающего ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от заявителя предоставления документов сверх перечня, установленного законодательством. Это влечет за собой дополнительные затраты времени и средств. В понятие регистрации включается факт получения свидетельства, постановка на учет в регистрирующем органе, а также множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной защиты на селения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Как свидетельствуют результаты исследований в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней, а сумма различных регистрационных платежей составляет в среднем 455 дол. США. Порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным.

2) несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.

В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3. Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе.

3) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.

К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов; недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов.

4) усложненный доступ к получению государственных заказов.

Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.

5) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.

Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях.

6) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.

Существующий порядок аренды имущества не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора, что приводит к нестабильности положения арендаторов.

7) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.

Налоговая система Республики Беларусь характеризуется: • большим количеством видов налогов, сборов и платежей. Так, общей частью Налогового кодекса предусмотрено 17 видов республиканских налогов, пошлин. • превалированием в доходах бюджета доли косвенного налогообложения. В структуре доходов консолидированного бюджета доля прямых налогов на доходы и прибыль организаций составила за январь-сентябрь 2012 года - 25651,6 млрд. рублей, подоходного налога с физических лиц - 13398,7 млрд. рублей, тогда как доля косвенных налогов - 34709,6 млрд. рублей и, кроме того, удельный вес налоговых доходов составил 63,5%. • высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику (% к ВВП) - уровень централизации финансовых ресурсов, отражающий долю созданной в экономике добавленной стоимости, аккумулируемую государством и перераспределяемую им для удовлетворения общественных потребностей по итогам 2005 г. составил 48,4%, и относительно 2004 года возрос на 3,4 процентных пункта. • неравномерностью налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности. В этих условиях имеет место вымывание оборотных средств субъектов, снижение их конкурентоспособности и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего бизнеса;

8) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.

Среди причин сложности кредитования в банках выделяют незаинтересованность в работе с представителями малого бизнеса, необходимость обеспечения кредита, а также сложность процедуры его получения.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Публикации по экономике >>>

Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии
Тема курсовой работы «Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии». Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью. Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Инвестиции оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйствования. В условиях существующего финансового кризиса роль и ...

Малое предпринимательство проблемы и перспективы развития
В конце XX века Россия открывает для себя новый путь социально-экономического развития, основой которого является переход к рыночной экономике. Становление рыночных отношений неизбежно повлекло за собой возрождение предпринимательства. Хотя с тех пор прошло более 20 лет, сейчас все еще нельзя сказать, что предпринимательство является высокоразвитым сектором российской экономики, а ведь развитие предпринимат ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.