Финансирование инновационной деятельности

Проблема доступа к финансированию наиболее остро стоит перед недавно открывшимися предприятиями и малыми предприятиями сферы услуг. Возможности небанковского финансирования часто оказываются ограниченными. Вместе с тем, несмотря на важность этих финансовых институтов для реализации наиболее инновационных и перспективных проектов, они не могут заменить собой прочие финансовые инструменты и механизмы, отсутствие которых отрицательно сказывается на развитии всех инновационных фирм.

В Беларуси доступ малых и средних предприятий к кредитным ресурсам по-прежнему затруднен. Эти трудности частично связаны с относительно низким уровнем развития финансовой системы, а также с ограниченным потенциалом самих предприятий во взаимодействии с банками. В конце 2009 года кредиты для частных предпринимателей были вдвое дороже, чем в среднем по стране. Эффект на лицо доступа к банковским кредитам лишены около двух третей субъектов малого предпринимательства.

В стране реализован ряд программ кредитования малого бизнеса, в том числе при поддержке международных организаций. В 2007 году с участием ЕБРР и частных финансовых организаций в Беларуси был учрежден банк малого бизнеса с уставным фондом 9,6 млн. долл. США. Банк специализируется на выдаче небольших кредитов.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей занимается предоставлением гарантий под льготные кредиты банков для малого бизнеса. Размер гарантий, как правило, не превышает 70% от суммы кредита, максимальный срок гарантий составляет три года. Предпочтение отдается проектам организации экспортных, импортозамещающих, энергоэффективных и высокотехнологичных производств.

Финансовые средства для предоставления гарантий поступают непосредственно из бюджета в рамках Программы государственной поддержки малого предпринимательства (утверждена Указом Президента №255 от 21 мая 2009 года). В 2010 году на эти цели было выделено 327,6 млн. рублей.

Государство продолжает оказывать существенное влияние на решения, принимаемые основными участниками НИС. Процесс разработки программ в значительной мере напоминает деятельность крупного и диверсифицированного конгломерата участников, и требует оптимального согласования требований со стороны горизонтальных, отраслевых и региональных структур. В процессе такого согласования обеспечивается не только решение централизованно поставленных задач, но и учет предложений с мест.

Программа инновационного развития является итогом этого сложного процесса согласований. В ней содержатся детализированные показатели ожидаемых результатов. Программой также устанавливаются объемы бюджетного финансирования инновационной деятельности.

Ежегодные расходы бюджета на финансирование Государственной программы инновационного развития Беларуси на 2007-2010 годы отражает направления реализации государственной инновационной политики, и, в частности, приоритеты финансирования инновационной деятельности. В разделе «Финансирование государственной программы инновационного развития» Государственного бюджета на 2010 год содержится 44 строки и выделяется 690 миллиардов белорусских рублей, что составляет 7,4% совокупных расходов бюджета.

Финансирование по статье бюджета «Мероприятия государственной программы инновационного развития» составляет примерно половину общей стоимости программы. В эту сумму входят затраты на реализацию широкого круга инициатив, включая деятельность технологических парков и отраслевых министерств. Более половины указанных средств (54,6%) направлены на реализацию мероприятий республиканского уровня, около трети (33,2%) на финансирование экономической деятельности. Значительно меньшая доля средств была направлена в другие сферы деятельности: здравоохранение (5,5%), образование (5,2%), спорт, культуру и средства массовой информации (1,0%), оборону (0,1%), охрану окружающей среды (0,1%). В реализации программы участвуют 32 структуры, в основном министерства или ведомства. Отмечается заметная концентрация средств среди небольшого круга основных получателей. Так, на Академию наук приходится 23,7%, на «прочие министерства и ведомства» 19,5%, на Белорусский инновационный фонд 14,3%, Государственный комитет по науке и технологиям 6,9%, Министерство энергетики 6,9%, Министерство образования 4,2%, Министерство экономики 2,5%, Министерство промышленности 1,8%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Диагностика бизнес-сферы предприятия
Финансовая деятельность предприятия является частью хозяйственной деятельности и включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов. В свою очередь финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, движение и использование финансовых ресурсов предприятия. ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.