Зарубежный опыт импортозамещения в фармацевтической отрасли на примере Украины

До 1990 г. Индия проводила политику импортозамещения, но после кризиса, вызванного выплатами по внешним обязательствам, руководство страны приняло решение изменить торговую политику, повысив лояльность к иностранным компаниям. В стране провели девальвацию национальной валюты, создали условия для притока иностранных инвестиций, снизили уровень государственного участия в экономике, либерализировали импортную и экспортную политику, урегулировали законодательную базу, снизили регуляторное давление со стороны государства, провели реформу в сфере налогообложения.

Кроме стремления к самодостаточности, фармацевтическая промышленность Индии была также ориентирована на экспорт. Так, в 2000 г. объем экспорта впервые превысил 1,5 млрд. дол. В 1995 г. Индия вступила в ВТО, условия договора с которой допускали, что до 2005 г. страна внесет изменения в патентное законодательство, в частности, предоставит возможность патентовать лекарственные средства более чем на 20 лет.

Следует отметить, что можно проследить тенденцию, в соответствии с которой страны внедряют стратегию импортозамещения при экономическом подъеме и отказываются от нее, когда сталкиваются с финансовыми трудностями.

Апологетом политики импортозамещения в странах СНГ сейчас является Россия, где эта стратегия реализуется с помощью локализации производственных мощностей крупных зарубежных компаний. Также международные компании могут рассчитывать на разные преференции при госзакупках их продукции. По приблизительным оценкам, общий объем инвестиций в российский фармацевтический рынок в рамках данной стратегии составляет приблизительно 815 млн. евро.

Таким образом, каждая страна избирает свой путь: одни проводят политику, направленную на увеличение экспорта - это интенсивный вариант улучшения торгового баланса, другие же снижают объем импорта - это экстенсивный путь.

Выводы

Поддерживая тезис о необходимости перехода отечественной фармацевтической отрасли к стратегии импортозамещения - необходимого условия для дальнейшего развития фармацевтического рынка Украины, - мы считаем, что этот процесс должен осуществляться взвешенно, с минимизацией возможных отрицательных последствий для украинских потребителей лекарственных средств. Поэтому вопросы дальнейшего развития фармацевтической промышленности Украины и создания инновационных отечественных лекарственных средств имеют огромное социальное и экономическое значение, поскольку зарубежный опыт реализации подобных стратегий убедительно демонстрирует, что стратегия импортозамещения только тогда может быть эффективной, когда национальная фармацевтическая отрасль на основе собственных ресурсов, научного и производственного потенциала будет в состоянии удовлетворить потребности населения в импортных лекарственных препаратах.

По нашему мнению, стратегию импортозамещения следует рассматривать как часть общей стратегии украинской фармацевтической промышленности, а реализация этих двух стратегий должна осуществляться параллельно и учитывать реальные возможности украинского фармацевтического сектора экономики.

В работе проанализирован зарубежный опыт государственного регулирования фармацевтической промышленности. Отмечено, что он может быть использован в Украине в процессе перехода к стратегии импортозамещения на рынке лекарственных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по экономике >>>

Комплексный экономический анализ предприятия (на примере ОАО ТДСК)
Объектом исследования данной курсовой работы выступает открытое акционерное общество «Тюменская Домостроительная Компания», основанная в 1964 году, и, на сегодняшний день, являющаяся лидером по введению жилой площади в городе Тюмень. В годы основания производственная мощность организации составляла 25 тыс. жилья в год. Первыми объектами стали жилые дома серии 464-07 в пятиэтажном исполнении. С каждым г ...

Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция конкурентоспособность хозяйствующий На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкуренто ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.